Десяток лет назад, путешествуя по районам области, не раз приходилось слышать жалобы от руководства местных школ о ветхости зданий образовательных учреждений и о необходимости их ремонта. Вот только тогда в областном бюджете на это денег не хватало, а Москва была озабочена совсем другими проблемами.
Сегодня ситуация изменилась. С 2018 года работает государственная программа «Развитие образования», а с 2022-го к ней добавилась еще одна - «Модернизация школьных систем образования». И по каждой из них выделяются деньги на ремонты школ. В общем, гуляй, народ, приводи в порядок школьные здания за федеральный счет.
Но, как это часто бывает, «что-то пошло не так». Кировская область не спешит воспользоваться щедрым предложением Москвы. С цифрами в руках этот факт установила Контрольно-счетная палата Кировской области (КСП).
Одобряют не всем
В январе этого года КСП завершила проверку использования бюджетных средств, направленных на проведение ремонта школ (краткие сведения об итогах этого контрольного мероприятия появились на сайте КСП 31 января 2024 года).
Главный вывод, к которому пришли аудиторы, - привести в порядок ВСЕ школы, которые на сегодняшний день требуют капитального ремонта, в ближайшие годы не получится. А вот почему это не произойдет, представители контрольного органа не пишут. Однако это не значит, что установить причины невозможно.
Выше мы уже написали, что федеральный центр обратил внимание на необходимость совершенствования школьной инфраструктуры и запустил в 2018 году программу «Развитие образования». Срок действия этой программы изначально был рассчитан до 2025 года. Но, с большой долей вероятности, он будет продлен.
Спустя четыре года начала работать другая госпрограмма - «Модернизация школьных систем образования». Она в настоящее время стала отдельной частью вышеуказанной программы «Развитие образования». Так сказать, программа в программе.
В отличие от более широкого контекста предыдущей программы, второй нормативный документ нацелен в первую очередь на строительство новых и на капитальный ремонт существующих школ. Более того, при его подготовке региональным властям в 2021 году было дано поручение принять собственные программы капитального ремонта школ. В Кировской области это указание было выполнено со сроком реализации всех мероприятий до 2026 года.
Средства по федеральным программам выделяются немалые - по нескольку десятков миллиардов рублей ежегодно. Но и школ по всей России, которые нужно отремонтировать, как вы сами понимаете, немало. Поэтому существует межрегиональная конкуренция, и, соответственно, далеко не все региональные заявки получают одобрение, а если и проходят, то не в полном объеме.
Так, летом 2023 года министерство образования Кировской области сообщило, что оно направило заявку в Министерство просвещения РФ для участия в отборе на капитальный ремонт зданий 184 школ в 2024 - 2026 годах на сумму 4,98 миллиарда рублей.
А уже осенью губернатор Кировской области с присущим ему пафосом проинформировал как своих подчиненных, так и вятскую публику: «На прошлой неделе получили хорошую новость от федерального центра. Министерство просвещения РФ подвело итоги отбора заявок субъектов Российской Федерации на капитальный ремонт зданий общеобразовательных организаций на 2024 - 2026 годы в рамках государственной программы «Развитие образования». Кировской области из федерального бюджета выделено 1,7 миллиарда рублей на капитальный ремонт 41 школы».
В общем, из 184 «откапиталят» только 41 школу, что меньше чем четверть заявленной потребности. Но и это ещё не всё. На фоне эйфории от заявлений областного руководства мало кто обратил внимание на то, что в плане капремонта школ на 2024 год значится всего шесть образовательных учреждений.
Таким образом, федеральные ограничения по срокам и объемам финансирования госпрограмм делают невозможным стопроцентное исполнение всех потребностей области в капитальном ремонте школ.
Низкий старт
Неудачным оказался для Кировской области старт федеральной программы «Модернизация школьных систем образования». В отчете КСП об этом написали следующим образом: «Низкие статистические показатели потребности в капитальном ремонте на 01.01.2021 не позволили в 2022 году привлечь в областной бюджет дополнительное финансирование из федерального бюджета на капитальный ремонт зданий государственных и муниципальных школ».
Как позднее пояснил аудитор КСП Евгений Григорян, в 2021 году, согласно отчетности министерства образования Кировской области, в качестве нуждающихся в капитальном ремонте значилось лишь 16 школ. Только когда началась подготовка федеральной программы по модернизации школ, это количество начало бурно расти и к сегодняшнему дню достигло 460 с лишним учебных заведений.
С учётом низких статистических показателей в 2022 году, когда заработала федеральная программа, Кировская область смогла использовать федеральные субсидии только на ремонт 15 школ в 13 муниципальных образованиях. В частности, были приведены в порядок учебные заведения в Кирове, Кирово-Чепецке, Слободском, Белой Холунице, Яранске, в Афанасьевском, Верхнекамском, Фалёнском, Подосиновском, Орловском, Нолинском, Малмыжском и Кумёнском районах.
Еще в одной школе, помимо 15, указанных выше, под капремонт попала система водоснабжения.
А 2023 год из процесса проведения школьных капремонтов вообще выпал. Да оно и понятно: чтобы на каждую новую школу подавать федеральную заявку, нужно подготовить пакет проектно-сметной документации, а это - дело небыстрое.
Кому же мы обязаны столь низким стартом участия в федеральной программе? Почему статистика регионального минобра не соответствовала реалиям?
За ответом на эти вопросы ходить далеко и копать глубоко не надо. Кому-то очень хотелось выглядеть хорошо в глазах московских чиновников, демонстрировать, что в Кировской области все проблемы решаются успешно. И вряд ли таким человеком (такими людьми) был заштатный клерк из районного управления. Скорее потребность приукрасить действительность была у чиновников уровня областного министерства образования, а то и у кого-то из зампредов регионального правительства.
Муниципальные «грехи»
Тормозом для процесса капитального ремонта школ в Кировской области выступают и недостатки, присущие органам муниципального управления. На это опять же указала КСП в отчете по итогам своей проверки.
В частности, аудиторы отметили, что ими были выявлены факты «необоснованного возмещения расходов муниципалитетов из областного бюджета», когда местные чиновники получали деньги за работы, которые проведены до заключения соглашения на выделение целевых средств.
КСП также обнаружила «случаи ненадлежащего выполнения условий для получения и использования целевых средств», к каковым относятся непроведение экспертизы сметы и невыполнение других условий.
И, наконец, некоторые муниципалитеты проводили работы с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок. В общей сложности таких нарушений набралось почти на пять миллионов рублей. К наиболее грубым из них относятся приемка и оплата невыполненных работ (по этой части муниципалы «нагрешили» на полмиллиона рублей), а также уход от конкурентности при проведении торгов и заключение контрактов с единственным подрядчиком.
Есть претензии у КСП и к подготовке проектно-сметной документации на местном уровне. Впрочем, этим грешат не только муниципалы. Такие факты встречаются и на региональном уровне. Всё это, как считают аудиторы, ведёт к некачественному выполнению ремонтных работ и к затягиванию их сроков.
Немудрено, что при наличии таких недостатков процесс капитального ремонта школ на областном уровне идет со скрипом, а это, в свою очередь, значительно снижает шансы приведения в порядок школьной инфраструктуры в полном объеме и в указанные сроки.
В 2021 году в отчете министерства образования Кировской области в качестве нуждающихся в капремонте значилось лишь 16 школ. На сегодня их число достигло цифры 460.
Иван ТРОФИМОВ.