Найти тему

Дармштадт в гостях у Парижа

Музей Художественной колонии в Дармштадте. Германия. Весенний шторм. 1894 г. Ludwig von Hofmann. Фото автора
Музей Художественной колонии в Дармштадте. Германия. Весенний шторм. 1894 г. Ludwig von Hofmann. Фото автора

Jugendstil, Art Nouveau , Modern style , Secessionsstil - названия художественных достижений около 1900 года разнообразны. Созданные в то время работы также имеют различные стилистические особенности. Однако есть одно, что объединяет все эти стремления: стремление к чему-то новому! Это был отход от устоявшегося канона историзма и движение к собственному, специфичному для времени формальному языку: « Время — их искусство. Искусство — их свобода». Стиль модерн приобрел огромную популярность не только в искусстве, но и в повседневной жизни.

Музей Художественной колонии. Дармштадт. Чайник с подогревом . 1903 год. Фото автора.
Музей Художественной колонии. Дармштадт. Чайник с подогревом . 1903 год. Фото автора.

От изобразительного искусства до архитектуры, дизайна и моды — этот стиль сформировал время, которое характеризовалось новыми начинаниями и обновлением.

Музей Художественной колонии. Дармштадт.Германия .Туалетный столик из будуара в Dippelshof. 1912. Фото автора.
Музей Художественной колонии. Дармштадт.Германия .Туалетный столик из будуара в Dippelshof. 1912. Фото автора.

Кубы и арабески, а также покоящиеся и изогнутые линии, напоминающие растительные формы, — контрасты и изломы, характерные для искусства начала ХХ века.

Музей Художественной колонии. Дармштад. Стол и кресла из Cafe Hall . 1914 . Фото автора
Музей Художественной колонии. Дармштад. Стол и кресла из Cafe Hall . 1914 . Фото автора

Эти порой противоречивые взгляды на форму можно наблюдать и в выставленных работах.

Я имею ввиду необыкновенную экспозицию Музея Художественной колонии на Холме Матильды в доме Герцога Гессенского Эрнста Людвига . Здесь собраны уникальные изделия , представленные во время Первой , Второй , Третьей и Четвертой Международных архитектурных выставок в Дармштадте , в период с 1899 по 1914 год, идейным вдохновителем и покровителем которых стал молодой Герцог Гессенский.

Музей Художественной колонии в Дармштадте. Franz von Stuck. 1906 г. Портрет Великого Герцога Гессенского Эрнста Людвига. Фото автора
Музей Художественной колонии в Дармштадте. Franz von Stuck. 1906 г. Портрет Великого Герцога Гессенского Эрнста Людвига. Фото автора

Музей Художественной колонии. Дармштад. Столовый сервиз с золотой розой. 1903 год. Германия. Фото автора
Музей Художественной колонии. Дармштад. Столовый сервиз с золотой розой. 1903 год. Германия. Фото автора

Чтобы понять сущность представленного на суд поколений , нужно прежде всего осмотреть территорию выдающегося комплекса в стиле модерн на Холме Матильды , взятого под охрану ЮНЕСКО.

Холм Матильды. Комплекс Художественной колонии. Свадебная башня. Экспозиционный павильон . Дармштадт.  Германия. Фото автора
Холм Матильды. Комплекс Художественной колонии. Свадебная башня. Экспозиционный павильон . Дармштадт. Германия. Фото автора

Это мы сделали в наш первый приезд в город. Свои впечатления отразила в эссе о Дармштадте .

В этот раз мне очень хотелось поделиться с восторгом великолепной коллекцией прикладного искусства , мебели , домашней утвари начала 20 века из домов создателей Комплекса - Joseph Maria Olbrich , Peter Behrens , Paul Burck, Rudolf Bosselt, Hans Christiansen, Ludwig Habich, Patriz Huber.

Музей Художественной колонии. Дармштад. Германия. Рюмки для водки. 1904 . Олово.Фото автора
Музей Художественной колонии. Дармштад. Германия. Рюмки для водки. 1904 . Олово.Фото автора

Пионер в области архитектуры в стиле модерн и современной жизни , Мария Ольбрих создал концепцию " Gesamtkunstwerk" / "Совокупность произведений искусства". Он выступил в качестве дизайнера , архитектора , в том числе проектировал и внутреннее убранство, разнообразные предметы быта, ювелирные изделия.

Музей Художественной колонии. Дармштадт. Германия. Ваза. Фаянс, глазурь. 1909- 1911. Фото автора
Музей Художественной колонии. Дармштадт. Германия. Ваза. Фаянс, глазурь. 1909- 1911. Фото автора

Могу себе представить реакцию современников Ольбриха , если и сейчас керамика, металл, стекло, в казалось бы простых формах , вызывают неподдельный интерес у посетителей .

Не могла оторвать взгляда от электрических и газовых чайников начала двадцатого века. Даже штепсель элегантно , а не грубо смотрится на "их блестящих бочка́х ". Сколько любви к творчеству потребовалось авторам, чтобы создать эти шедевры .

Музей Художественной колонии. Дармштадт. Германия . Электрический чайник 1909 г. Чайник с подогревом. Фото автора
Музей Художественной колонии. Дармштадт. Германия . Электрический чайник 1909 г. Чайник с подогревом. Фото автора

Или металлические коробки для эксклюзивного печенья. Думаю, что клиенты начала прошлого века покупали их не из- за содержимого , а для украшения кухни. Эти упаковки для сладостей не стыдно поставить на полку или шифоньер в столовой комнате.

Упаковочные шедевры для выпечки начала 20 века, 1914- 1916 г. Фирма Bahlsen . Музей Художественной колонии. Дармштадт . Германия. Фото автора
Упаковочные шедевры для выпечки начала 20 века, 1914- 1916 г. Фирма Bahlsen . Музей Художественной колонии. Дармштадт . Германия. Фото автора

Речь идёт о кондитерской фабрике Bahlsen.Она существует и по сей день . Кстати, основатели фирмы - близкие родственники нынешнего Председателя Еврокомиссии Ursula von der Leyen. Жаль, что дама - гинеколог , многодетная мать , занимается не производством сладостей , а "размахивает" холодным оружием . Плохой пример для подражания .

Музей Художественной колонии в Дармштадте. Коробки для печенья . Фирма Bahlsen. 1914 - 1916.
Музей Художественной колонии в Дармштадте. Коробки для печенья . Фирма Bahlsen. 1914 - 1916.

Эксклюзивная коллекция коробок для печенья фирмы Bahlsen. Начало 20 века. Музей Художественной колонии в Дармштадте. Фото автора
Эксклюзивная коллекция коробок для печенья фирмы Bahlsen. Начало 20 века. Музей Художественной колонии в Дармштадте. Фото автора

Отдельное слово о мебельных гарнитурах . Все они взяты из "жизни ". Мария Ольбрих с командой архитекторов и мастеров прикладного искусства спроектировал виллы на территории Холма Матильды , разработал дизайн их интерьеров, предметы декора.Подобно собственной вилле художника с частично сохранившейся мебелью, каждое здание придерживалось индивидуальной дизайнерской концепции, в которую гармонично вписывались мебель и все предметы, а также цвет комнат и архитектурные украшения на фасаде.

Виллы в стиле модерн архитектора  Joseph Maria Olbrich на Холме Матильды. Darmstadt. Германия. Фото автора.
Виллы в стиле модерн архитектора Joseph Maria Olbrich на Холме Матильды. Darmstadt. Германия. Фото автора.

Макет комплекса Художественной колонии в Дармштадте на Холме Матильды. Фото автора
Макет комплекса Художественной колонии в Дармштадте на Холме Матильды. Фото автора

Жители вилл наслаждались уникальной посудой , настольными лампами , электроприборами .

Вентилятор металлический , элегантный , с "мягкими формами" за стеклянной витриной . Настольный! Не стыдно поставить на видном месте . Не в сравнение с современными пластиковыми , какими- то перекошенными , куда забивается пыль и через год использования , не подлежащих ремонту.

Настольный вентилятор. Фирма АЕG . 1908 . Музей Художественной колонии в Дармштадте. Германия. Фото автора
Настольный вентилятор. Фирма АЕG . 1908 . Музей Художественной колонии в Дармштадте. Германия. Фото автора

Нашими предками создавались вещи, рассчитанные на несколько поколений . Потому они прекрасно сохранились . В ходу были дерево , металл , керамика , стекло . При бережном отношении, не подвластных времени.

Столовая Wertheim. 1901 год. Дуб, металл, стекло, фарфор, шерсть. Музей Художественной колонии в Дармштадте. Германия. Фото автора
Столовая Wertheim. 1901 год. Дуб, металл, стекло, фарфор, шерсть. Музей Художественной колонии в Дармштадте. Германия. Фото автора
Столовая Wertheim. Фото автора.
Столовая Wertheim. Фото автора.

В каждой семье были свои "исторические" запасы: приданое из фарфоровой посуды , чугунный утюг, колечки прабабушек . Сахарницу с девушкой в кокошнике , рыбное блюдо во всю длину стола, вазы для кисточек и карандашей я везла через 3 границы в своё новое жилище , оберегая в дороге как самую большую ценность , понимая - таких предметов мои современники уже не создадут. Это память , в которую хочется " окунуться " с головой , она бесценна . С любовью ношу часики моей бабушки , Евгении Васильевны , сделанные в послевоенные годы на Ленинградском ювелирном заводе . Знакомые всегда заглядываются на них : узкий , мягкий браслет , круглый изящный корпус. Женственно , ненавязчиво , с любовью.

Такое же сентиментальное чувство овладевало мною во время посещения Музея на Холме Матильды . Знакомые предметы быта , но не из бездушного пластика .

Музей Художественной колонии в Дармштадте. Германия. Фото автора.
Музей Художественной колонии в Дармштадте. Германия. Фото автора.

И всё - таки мрачные мысли "затянули небо" надо мною : что мы можем оставить в наследство нашим детям , поместить в витринах музея ? Одноразовую посуду ? Гарнитуры из прессованного картона ? Мобильные телефоны ? Кому будет нужен этот хлам?

Коллекция Музея Художественной колонии в Дармштадте. Пантера 1911 год. Фото автора
Коллекция Музея Художественной колонии в Дармштадте. Пантера 1911 год. Фото автора

А вот к предметам из коллекции Ольбриха хочется прикоснуться , провести рукой , погладить , почувствовать тепло материала .

Ничего вычурного . Практично , стильно , удобно и очень красиво!.

Joseph Maria Olbrich. Спальная комната. 1902 год. Музей Художественной колонии в Дармштадте. Фото автора
Joseph Maria Olbrich. Спальная комната. 1902 год. Музей Художественной колонии в Дармштадте. Фото автора

С первой Всемирной ярмаркой в Лондоне в 1851 году начался оживленный выставочный бум. Идея представления художественной продукции и технических инноваций в конкурентной среде была тесно связана с экономическими и культурно-политическими интересами.

Darmstadt. Mathildenhöhe. Музей Художественной колонии. Германия. Буфет из апартаментов Josef Margold в Дармштадте. 1912 год, дуб, морёный и побеленный, мрамор.Фото автора
Darmstadt. Mathildenhöhe. Музей Художественной колонии. Германия. Буфет из апартаментов Josef Margold в Дармштадте. 1912 год, дуб, морёный и побеленный, мрамор.Фото автора

Достижения , представленные на Всемирной выставке в Париже (1900 г.), Сент-Луисе (1904 г.) и Первой международной выставке современного искусства в Турине (1902 г.), имели сильное символическое значение для местных художников и предпринимателей, а также для конкурирующих участников.

Villeroy& Boch. 1908 г. Сосуды с крышкой . Керамика, роспись, глазурь. Darmstadt. Mathildenhöhe. Фото автора.
Villeroy& Boch. 1908 г. Сосуды с крышкой . Керамика, роспись, глазурь. Darmstadt. Mathildenhöhe. Фото автора.

Члены Художественной колонии в Дармштадте принимали участие в важных архитектурно - художественных экспозициях своего времени. В частности, совокупность работ Йозефа Марии Ольбриха и Питера Берренса получила множество положительных отзывов и наград. Их успех, а также международное признание выставки Дармштадтской колонии художников 1901 года привели к тому, что Матильденхёэ стал образцом для последующих крупных архитектурных выставок, таких как в Турине или Сент-Лузе.

Начиналась эра индустриализации , она коснулась и искусства в хорошем смысле слова. Капитал стремился к расширению влияния на все области жизни. Архитекторы и дизайнеры начала 20 века быстро откликнулись на его " нужды". Тандем получился славный и плодотворный . Наглядная демонстрация - работы, выставленные в залах Музея на Холме Матильды .

Вазы. Дизайн Josef Schneckendorf. 1907 г. Бесцветное стекло. Металлосодержащая  восстановительная краска. Дармштад. Фото автора
Вазы. Дизайн Josef Schneckendorf. 1907 г. Бесцветное стекло. Металлосодержащая восстановительная краска. Дармштад. Фото автора

Peter Behrens. Кресло. 1900 г. Лакированный тополь. Музей Художественной колонии в Дармштадте. Фото автора.
Peter Behrens. Кресло. 1900 г. Лакированный тополь. Музей Художественной колонии в Дармштадте. Фото автора.

Таким образом искусство и индустрия переросли в дизайн и массовое производство . В качестве ответной реакции на индустриальный метод производства и последующую потерю эстетического качества художники, архитекторы и дизайнеры возродили художественные традиции и художественные замыслы. Вдохновлённые реформаторским движением в Англии около 1900 года, появились новые возможности для сотрудничества искусства, ремесел и промышленности.

" Смирение" . 1903 г. Создатель Daniel Greiner. Терракота глазурованная. Фото автора. Музей Художественной колонии в Дармштадте.
" Смирение" . 1903 г. Создатель Daniel Greiner. Терракота глазурованная. Фото автора. Музей Художественной колонии в Дармштадте.

Образцом этого новаторского сотрудничества являются многочисленные проекты предметов искусства и повседневного быта, созданные членами Колонии художников для промышленного производства. Оригинальные проекты были снабжены поучительными заметками художников и могли производиться в больших количествах, но, тем не менее, и высокого качества.

Кабинет . 1914 год. Дизайнер Albín Müller. Производитель Hofmöbelfabrik Ludwig Alter. Американский орех, палисандровое дерево. Фото автора. Дармштадт.
Кабинет . 1914 год. Дизайнер Albín Müller. Производитель Hofmöbelfabrik Ludwig Alter. Американский орех, палисандровое дерево. Фото автора. Дармштадт.

Ведущие компании, такие как Wächtersbacher Steingutfabrik, Villeroy & Boch, AEG, производили эту продукцию, которая впоследствии продавалась в универмагах, где покупателям предлагалась новая покупательская концепция .

А я бы добавила - новые впечатления . Потому что глядя на редкие материалы , дорогие используемые породы дерева , простоту дизайна и практичность , можно было только позавидовать массовым потребителям начала века. Сегодня такое качество доступно только избранным .

Дизайн Ernst Riegel . Декоративный гребень.1911 г, латунь , бирюза . Подсвечник 1909 г., латунь. Коробка с крышкой и Putto, керамика. Музей Художественной колонии в Дармштадте. Фото автора.
Дизайн Ernst Riegel . Декоративный гребень.1911 г, латунь , бирюза . Подсвечник 1909 г., латунь. Коробка с крышкой и Putto, керамика. Музей Художественной колонии в Дармштадте. Фото автора.

Не могу представить стоимость мебельного гарнитура из орехового дерева или американского дуба. Баснословно дорого. Потому , обыватель плетётся нехотя в мега комплексы и покупает скучный дизайн и прессованную фанеру.

А в начале 20 века фабричный выпуск позволял купить добротную вещь на всю жизнь .

Дизайн Bernhard Hoetger. 1912. Майолика. Серия " Светлые и тёмные стороны" . Гнев и алчность. Фото автора. Музей Художественной колонии в Дармштадте.
Дизайн Bernhard Hoetger. 1912. Майолика. Серия " Светлые и тёмные стороны" . Гнев и алчность. Фото автора. Музей Художественной колонии в Дармштадте.

10 залов экспозиции "жемчужным колье" вплетались во временной интервал между 1900 и 1914 годами: расцвет искусства , новаторства, дерзких идей, экспериментов .

Я неспешно вышла из прекрасного здания . Оглянулась . По правую руку взору предстала Русская православная церковь . Она тоже часть Комплекса Художественной колонии на Холме Матильды. Такая странная история , но только на первый взгляд . Русская церковь по проекту архитектора Бенуа построена в 1899 году на средства русского царя Николая Второго. Художественная колония - построена родным братом последней русской царицы Александры Фёдоровны Романовой .

Ниточка соединяет два менталитета , два народа , две судьбы . Мудрые решения венценосных. Вложить душу в веру и культуру не для славы , а на добрую память .

Русская православная церковь на Холме Матильды. Фото автора. Германия
Русская православная церковь на Холме Матильды. Фото автора. Германия

Алтарь Русской православной церкви в Дармштадте. Архитектор Леон Бенуа.  Германия. Фото автора
Алтарь Русской православной церкви в Дармштадте. Архитектор Леон Бенуа. Германия. Фото автора

Юлия Семибратская Волгина

01.03.24. Darmstadt , Mathildenhöhe

Германия

Если вам понравился опубликованный материал , ставьте лайки и подписывайтесь на " Калейдоскоп путешествий "