Jugendstil, Art Nouveau , Modern style , Secessionsstil - названия художественных достижений около 1900 года разнообразны. Созданные в то время работы также имеют различные стилистические особенности. Однако есть одно, что объединяет все эти стремления: стремление к чему-то новому! Это был отход от устоявшегося канона историзма и движение к собственному, специфичному для времени формальному языку: « Время — их искусство. Искусство — их свобода». Стиль модерн приобрел огромную популярность не только в искусстве, но и в повседневной жизни.
От изобразительного искусства до архитектуры, дизайна и моды — этот стиль сформировал время, которое характеризовалось новыми начинаниями и обновлением.
Кубы и арабески, а также покоящиеся и изогнутые линии, напоминающие растительные формы, — контрасты и изломы, характерные для искусства начала ХХ века.
Эти порой противоречивые взгляды на форму можно наблюдать и в выставленных работах.
Я имею ввиду необыкновенную экспозицию Музея Художественной колонии на Холме Матильды в доме Герцога Гессенского Эрнста Людвига . Здесь собраны уникальные изделия , представленные во время Первой , Второй , Третьей и Четвертой Международных архитектурных выставок в Дармштадте , в период с 1899 по 1914 год, идейным вдохновителем и покровителем которых стал молодой Герцог Гессенский.
Чтобы понять сущность представленного на суд поколений , нужно прежде всего осмотреть территорию выдающегося комплекса в стиле модерн на Холме Матильды , взятого под охрану ЮНЕСКО.
Это мы сделали в наш первый приезд в город. Свои впечатления отразила в эссе о Дармштадте .
В этот раз мне очень хотелось поделиться с восторгом великолепной коллекцией прикладного искусства , мебели , домашней утвари начала 20 века из домов создателей Комплекса - Joseph Maria Olbrich , Peter Behrens , Paul Burck, Rudolf Bosselt, Hans Christiansen, Ludwig Habich, Patriz Huber.
Пионер в области архитектуры в стиле модерн и современной жизни , Мария Ольбрих создал концепцию " Gesamtkunstwerk" / "Совокупность произведений искусства". Он выступил в качестве дизайнера , архитектора , в том числе проектировал и внутреннее убранство, разнообразные предметы быта, ювелирные изделия.
Могу себе представить реакцию современников Ольбриха , если и сейчас керамика, металл, стекло, в казалось бы простых формах , вызывают неподдельный интерес у посетителей .
Не могла оторвать взгляда от электрических и газовых чайников начала двадцатого века. Даже штепсель элегантно , а не грубо смотрится на "их блестящих бочка́х ". Сколько любви к творчеству потребовалось авторам, чтобы создать эти шедевры .
Или металлические коробки для эксклюзивного печенья. Думаю, что клиенты начала прошлого века покупали их не из- за содержимого , а для украшения кухни. Эти упаковки для сладостей не стыдно поставить на полку или шифоньер в столовой комнате.
Речь идёт о кондитерской фабрике Bahlsen.Она существует и по сей день . Кстати, основатели фирмы - близкие родственники нынешнего Председателя Еврокомиссии Ursula von der Leyen. Жаль, что дама - гинеколог , многодетная мать , занимается не производством сладостей , а "размахивает" холодным оружием . Плохой пример для подражания .
Отдельное слово о мебельных гарнитурах . Все они взяты из "жизни ". Мария Ольбрих с командой архитекторов и мастеров прикладного искусства спроектировал виллы на территории Холма Матильды , разработал дизайн их интерьеров, предметы декора.Подобно собственной вилле художника с частично сохранившейся мебелью, каждое здание придерживалось индивидуальной дизайнерской концепции, в которую гармонично вписывались мебель и все предметы, а также цвет комнат и архитектурные украшения на фасаде.
Жители вилл наслаждались уникальной посудой , настольными лампами , электроприборами .
Вентилятор металлический , элегантный , с "мягкими формами" за стеклянной витриной . Настольный! Не стыдно поставить на видном месте . Не в сравнение с современными пластиковыми , какими- то перекошенными , куда забивается пыль и через год использования , не подлежащих ремонту.
Нашими предками создавались вещи, рассчитанные на несколько поколений . Потому они прекрасно сохранились . В ходу были дерево , металл , керамика , стекло . При бережном отношении, не подвластных времени.
В каждой семье были свои "исторические" запасы: приданое из фарфоровой посуды , чугунный утюг, колечки прабабушек . Сахарницу с девушкой в кокошнике , рыбное блюдо во всю длину стола, вазы для кисточек и карандашей я везла через 3 границы в своё новое жилище , оберегая в дороге как самую большую ценность , понимая - таких предметов мои современники уже не создадут. Это память , в которую хочется " окунуться " с головой , она бесценна . С любовью ношу часики моей бабушки , Евгении Васильевны , сделанные в послевоенные годы на Ленинградском ювелирном заводе . Знакомые всегда заглядываются на них : узкий , мягкий браслет , круглый изящный корпус. Женственно , ненавязчиво , с любовью.
Такое же сентиментальное чувство овладевало мною во время посещения Музея на Холме Матильды . Знакомые предметы быта , но не из бездушного пластика .
И всё - таки мрачные мысли "затянули небо" надо мною : что мы можем оставить в наследство нашим детям , поместить в витринах музея ? Одноразовую посуду ? Гарнитуры из прессованного картона ? Мобильные телефоны ? Кому будет нужен этот хлам?
А вот к предметам из коллекции Ольбриха хочется прикоснуться , провести рукой , погладить , почувствовать тепло материала .
Ничего вычурного . Практично , стильно , удобно и очень красиво!.
С первой Всемирной ярмаркой в Лондоне в 1851 году начался оживленный выставочный бум. Идея представления художественной продукции и технических инноваций в конкурентной среде была тесно связана с экономическими и культурно-политическими интересами.
Достижения , представленные на Всемирной выставке в Париже (1900 г.), Сент-Луисе (1904 г.) и Первой международной выставке современного искусства в Турине (1902 г.), имели сильное символическое значение для местных художников и предпринимателей, а также для конкурирующих участников.
Члены Художественной колонии в Дармштадте принимали участие в важных архитектурно - художественных экспозициях своего времени. В частности, совокупность работ Йозефа Марии Ольбриха и Питера Берренса получила множество положительных отзывов и наград. Их успех, а также международное признание выставки Дармштадтской колонии художников 1901 года привели к тому, что Матильденхёэ стал образцом для последующих крупных архитектурных выставок, таких как в Турине или Сент-Лузе.
Начиналась эра индустриализации , она коснулась и искусства в хорошем смысле слова. Капитал стремился к расширению влияния на все области жизни. Архитекторы и дизайнеры начала 20 века быстро откликнулись на его " нужды". Тандем получился славный и плодотворный . Наглядная демонстрация - работы, выставленные в залах Музея на Холме Матильды .
Таким образом искусство и индустрия переросли в дизайн и массовое производство . В качестве ответной реакции на индустриальный метод производства и последующую потерю эстетического качества художники, архитекторы и дизайнеры возродили художественные традиции и художественные замыслы. Вдохновлённые реформаторским движением в Англии около 1900 года, появились новые возможности для сотрудничества искусства, ремесел и промышленности.
Образцом этого новаторского сотрудничества являются многочисленные проекты предметов искусства и повседневного быта, созданные членами Колонии художников для промышленного производства. Оригинальные проекты были снабжены поучительными заметками художников и могли производиться в больших количествах, но, тем не менее, и высокого качества.
Ведущие компании, такие как Wächtersbacher Steingutfabrik, Villeroy & Boch, AEG, производили эту продукцию, которая впоследствии продавалась в универмагах, где покупателям предлагалась новая покупательская концепция .
А я бы добавила - новые впечатления . Потому что глядя на редкие материалы , дорогие используемые породы дерева , простоту дизайна и практичность , можно было только позавидовать массовым потребителям начала века. Сегодня такое качество доступно только избранным .
Не могу представить стоимость мебельного гарнитура из орехового дерева или американского дуба. Баснословно дорого. Потому , обыватель плетётся нехотя в мега комплексы и покупает скучный дизайн и прессованную фанеру.
А в начале 20 века фабричный выпуск позволял купить добротную вещь на всю жизнь .
10 залов экспозиции "жемчужным колье" вплетались во временной интервал между 1900 и 1914 годами: расцвет искусства , новаторства, дерзких идей, экспериментов .
Я неспешно вышла из прекрасного здания . Оглянулась . По правую руку взору предстала Русская православная церковь . Она тоже часть Комплекса Художественной колонии на Холме Матильды. Такая странная история , но только на первый взгляд . Русская церковь по проекту архитектора Бенуа построена в 1899 году на средства русского царя Николая Второго. Художественная колония - построена родным братом последней русской царицы Александры Фёдоровны Романовой .
Ниточка соединяет два менталитета , два народа , две судьбы . Мудрые решения венценосных. Вложить душу в веру и культуру не для славы , а на добрую память .
Юлия Семибратская Волгина
01.03.24. Darmstadt , Mathildenhöhe
Германия
Если вам понравился опубликованный материал , ставьте лайки и подписывайтесь на " Калейдоскоп путешествий "