Найти тему

Художественная колония на холме Матильды

Franz von Stuck, 1904 г. Сфинкс. Государственный музей Гессена. Фото автора.
Franz von Stuck, 1904 г. Сфинкс. Государственный музей Гессена. Фото автора.

- Доброе утро, я за Вами уже второй день бегаю и муж мой тоже. У меня температура , из номера не выхожу. Вы по-немецки говорите ? Или лучше по- английски ?

Государственный музей Гессена. Зоологическая коллекция Великого Герцога Гессенского. Фото автора. Дармштадт. Германия
Государственный музей Гессена. Зоологическая коллекция Великого Герцога Гессенского. Фото автора. Дармштадт. Германия

Так начинался день на шестом этаже современного отеля. Молодой араб смущённо смотрел на женщину в откровенных трико и с болезненным лицом. Он не говорил ни одного слова по-немецки . Работник испуганно подбежал к номеру и дал мне комплект постельного белья.

Дизайнерское кресло . Дармштадт. Германия. Фото автора
Дизайнерское кресло . Дармштадт. Германия. Фото автора

Современный отель шести месяцев от роду. Чисто , стильно , недорого. Проект не предусматривает отопление в ванной, нет сейфа в номере и мини - бара, оконная система герметична , но открывается только в положении " проветривание" , персонал на этажах говорит только на арабском и мило улыбается .

Государственный театр Дармштадта. Германия. Фото автора.
Государственный театр Дармштадта. Германия. Фото автора.

Германия в режиме жёсткой экономии, "наслаждается " санкционной политикой кнута и пряника .

Государственный музей Гессена. Фото автора. Дармштадт. Германия.
Государственный музей Гессена. Фото автора. Дармштадт. Германия.

Другой эпизод , в супермаркете. Забрасываю во всасывающее устройство автомата пустые пластиковые бутылки .

Автомат,  поглощающий пластиковую тару. Дармштадт. Германия. Фото автора
Автомат, поглощающий пластиковую тару. Дармштадт. Германия. Фото автора

Процесс приятный , не трудоёмкий. Получаю чек . Не могу найти отверстие для возврата мелочи . Впадаю в панику . Рядом девушка европейской наружности. Радостно обращаюсь за помощью , предвкушая услышать чистую немецкую речь.

Церковь St. Ludwig. Darmstadt. Германия. Фото автора.
Церковь St. Ludwig. Darmstadt. Германия. Фото автора.

Жительница города смотрит непонимающе. Со второй попытки включается её свободный английский. Мне объясняют, что выручка в кассе.

Церковь St. Ludwig в форме Пантеона. Фото автора. Дармштадт.
Церковь St. Ludwig в форме Пантеона. Фото автора. Дармштадт.

На улице слышна только иностранная речь. В стране Людвига Гессенского " hochdeutsh" явление чрезвычайно редкое. Так и родной германский местное население может забыть.

Лев в дворцовом парке . Дармштадт. Германия. Фото автора.
Лев в дворцовом парке . Дармштадт. Германия. Фото автора.

Муж в поисках супермаркета пересёк вокзальную площадь и пояснил мне , лежавшей в номере с температурой , что побывал в Кабуле.

Резиденция  Великого Герцога Гессенского. Дармштадт. Фото автора.
Резиденция Великого Герцога Гессенского. Дармштадт. Фото автора.

Германия стремительно меняет свой облик . Великие Князья прошлого в бронзе , с высоты постамента взирают на великое будущее первой европейской экономики . Она , безусловно , развивается , но как- то странно .

Многочисленные скульптуры львов украшают город. Дармштадт. Фото автора
Многочисленные скульптуры львов украшают город. Дармштадт. Фото автора

Знание родного для немцев языка теряет смысл в обществе , где большинство говорит на английском. Предаётся забвению язык Гёте, который , кстати жил в Дармштадте и ему здесь установлен памятник.

Herrngarten. Pretlacksche garden house. Darmstadt. Германия. Фото автора
Herrngarten. Pretlacksche garden house. Darmstadt. Германия. Фото автора

Глобализация , так сказать . И будете правы.

А что делать немецким бабушкам , не владеющим международным языком ? Они ежедневно пьют кофе с тортиком в любимом кресле у окна кондитерской с видом на замок Великого Герцога.

Известная кондитерская напротив Резиденции Великого Герцога. Фото автора. Дармштадт.
Известная кондитерская напротив Резиденции Великого Герцога. Фото автора. Дармштадт.

Нет , князь Эрнст Людвиг был конечно большим поклонником всего английского , как и отец писателя Набокова и , думаю , владел языком королевы Виктории, но чтобы арабским , да ещё в повседневном использовании . Нет уж , уважте.

Здание в стиле Ренессанс . Дармштадт. Германия. Фото автора
Здание в стиле Ренессанс . Дармштадт. Германия. Фото автора

Мои наблюдения и не очень оптимистические мысли посетили в парке Herrngarten. Он расположен с тыльной стороны Государственного музея Гессена.

Государственный музей Гессена. Мебель в стиле модерн. 1899 г. Письменный стол директора " Revue Blanche " . Орех, кожа, латунь. Фото автора. Дармштад.
Государственный музей Гессена. Мебель в стиле модерн. 1899 г. Письменный стол директора " Revue Blanche " . Орех, кожа, латунь. Фото автора. Дармштад.

Здесь же находится " рассадник зла" в лице англоговорящих обучающихся - Технический университет и Государственная библиотека . В добрые времена тут выращивали фрукты и овощи для обитателей Дворца, а позднее , Ландгравин Элизабет и Ландгравин Каролина изменили дизайн парка на английский традиционный . А в 18 веке парк был открыт для посещения простыми смертными .

Фарфоровый дворец. Дармштадт. Германия. Фото автора
Фарфоровый дворец. Дармштадт. Германия. Фото автора

Кстати , Государственная библиотека обладает уникальным экспонатом - посмертной маской Шекспира. Специалистами доказано , что она подлинная , учитывая , что гениальный драматург страдал от редкой болезни , в результате которой образовался нарост у левого глаза.

Серебряный кувшин с крышкой. Арт Деко. Лондон. Фото автора. Государственный музей Гессена. Германия
Серебряный кувшин с крышкой. Арт Деко. Лондон. Фото автора. Государственный музей Гессена. Германия

История довольно закрученная . В 18 веке маска впервые попала в Германию посредством капитуляра Franz Graf Kesselstatt. После смерти вышеупомянутого , его родственники выставили маску на аукционе и дармштадтский художник Людвиг Бекер приобрёл её. Художник предпринял поездку в Англию и взял маску с собой . Там он оставил её на хранение в Британском музее , чтобы не везти сокровище дальше , в Австралию . Родственникам художника, вследствие его кончины , Музей передал наследство , которое в 1960 приобрела Дармштадтская государственная библиотека .

Чайник в стиле Арт деко. Веймар. 1903 год. Серебро, слоновая кость, бакелит. Государственный музей Гессена. Дармштадт. Германия. Фото автора
Чайник в стиле Арт деко. Веймар. 1903 год. Серебро, слоновая кость, бакелит. Государственный музей Гессена. Дармштадт. Германия. Фото автора

Рядом со студенчеством и будущей интеллектуальной элитой со всего мира - Летний дворец с прелестными клумбами и Музей фарфора. Два Дворца объединяет зелёная территория . Она уже не одну сотню лет не меняет своей ориентации.

Танцующая пара из русского балета. ,1925 г. Д.Чипарус. Фото автора. Государственный музей Гессена. Германия
Танцующая пара из русского балета. ,1925 г. Д.Чипарус. Фото автора. Государственный музей Гессена. Германия

Идиллический уголок Prinz Georg Garden с конца апреля заполняется "страждущей" публикой : жители города покупают здесь капусту, морковку , зелень , фрукты растущие на королевских грядках.

Этажерка. 1900 г. Ореховое дерево. Emile Gallé. France. Фото автора. Государственный музей Гессена. Германия
Этажерка. 1900 г. Ореховое дерево. Emile Gallé. France. Фото автора. Государственный музей Гессена. Германия

Папа Людвиг VIII подарил территорию сыну Георгу Вильгельму. Тот принял сад "на поруки " и разнообразил его в дальнейшем чайным павильоном , альковами с каменными скамейками и небольшим театром .

Пятилучевой подсвечник . 1900 г.,Кёльн, стекло, позолота. Фото автора. Государственный музей Гессена.
Пятилучевой подсвечник . 1900 г.,Кёльн, стекло, позолота. Фото автора. Государственный музей Гессена.

Не знаю , если представители альма матер посещают Музей по соседству с университетским городком, но меня "затянуло" в монументальное здание со львами , построенное в 1906 году.

Подвеска с лебедем . 1901 г. Золото, эмаль, рубин,бриллианты. Ателье Philippe Wolfers. Фото автора. Государственный музей Гессена.
Подвеска с лебедем . 1901 г. Золото, эмаль, рубин,бриллианты. Ателье Philippe Wolfers. Фото автора. Государственный музей Гессена.

В основе экспозиции бесценная коллекция Великого князя Эрнста Людвига и его предшественников , в том числе Людвига I .

Людвиг Тишлер. 1899 г. Фарфоровая мануфактура. Nixevase. Фото автора. Государственный музей Гессена.
Людвиг Тишлер. 1899 г. Фарфоровая мануфактура. Nixevase. Фото автора. Государственный музей Гессена.

За 6 евро пред вами открывается космический мир искусства и науки. Зоологическая часть с раритетными экспонатами , некоторым из которых 47 млн лет , интересна молодежи и малолетним с мамами .

Ваза с ручкой и ваза со спиральным рисунком. 1895 г. Emile Gallé. France. Фото автора. Государственный музей Гессена. Германия.
Ваза с ручкой и ваза со спиральным рисунком. 1895 г. Emile Gallé. France. Фото автора. Государственный музей Гессена. Германия.

С почтением прохожу мимо подвешенного скелета динозавра и направляюсь в заветное крыло с предметами моей страсти. Арт деко, модерн , Jugendstil , Art Nouveau....

Танцовщица Анита Бербер - Puppe. 1920. Государственный музей Гессена. Фото автора.
Танцовщица Анита Бербер - Puppe. 1920. Государственный музей Гессена. Фото автора.

Предметы декора из Англии, Франции, Австрии, Голландии , Скандинавии и США .

Аллегорическая статуэтка " Весна" . 1907 г. Венская керамика. Михаил Повольный. Фото автора. Государственный музей Гессена.
Аллегорическая статуэтка " Весна" . 1907 г. Венская керамика. Михаил Повольный. Фото автора. Государственный музей Гессена.

Фантастические лампы, статуэтки , панно, тарелки , кувшины, шкатулки , вазы, этажерки, горки, стулья , диваны , письменные столы , кухонные гарнитуры начала 20 века, уникальная коллекция бесценных ювелирных изделий .

Фирма Карла Фаберже. Москва - Санкт-Петербург. 1900 г. Подвеска. Фото автора . Государственный музей Гессена.
Фирма Карла Фаберже. Москва - Санкт-Петербург. 1900 г. Подвеска. Фото автора . Государственный музей Гессена.

Модернистский раздел " построен " с любовью , по нарастающей .

Как интересно решение вазы с лягушкой , где исчезает граница между нанесенным рисунком и выпуклой частью фарфора .

Ваза с лягушкой. Королевская фарфоровая мануфактура . Копенгаген. 1897 г.
Ваза с лягушкой. Королевская фарфоровая мануфактура . Копенгаген. 1897 г.

Как прелестно личико в миниатюре великой Сары Бернард, обрамленное жемчугом , бриллиантами , рубином в золоте и серебре . Тонкая работа французского ювелира конца 19 века.

Брошь Сара Бернард.  Париж. 1899 г. Золото, серебро, эмаль, рубин, бриллианты. Фото автора. Государственный музей Гессена.
Брошь Сара Бернард. Париж. 1899 г. Золото, серебро, эмаль, рубин, бриллианты. Фото автора. Государственный музей Гессена.

Бесподобны переливы эмали в золоте подвески с двумя журавлями . Мастера фирмы Карла Фаберже тонкой рукой , словно кистью, склонили головки нежных птиц , гармонично дополнили украшение хризопразом и диамантами . Поражает отточенность формы гребня с жемчугами .

Гребень. Париж. 1900- 1905 гг. Рог, золото,стекло, опал, жемчуг. Фото автора.Государственный Музей Гессена.
Гребень. Париж. 1900- 1905 гг. Рог, золото,стекло, опал, жемчуг. Фото автора.Государственный Музей Гессена.

Невозможно оторвать взгляд от танцующих фигурок . Прототипом их стали Вацлав Нежинский и Ида Рубинштейн в балете Римского-Корсакова " Шехерезада " ,где костюмы для представления " Русского балета " сделаны по эскизам Леона Бакста. Автор работы приложил немало усилий , чтобы бронза, эмаль, мрамор показались лёгкими и воздушными материалами "парящих " танцоров .

Louis Chaplin. Paris. 1900 г. Каминные часы. Бронза, позолота, серебряное покрытие. Фото автора. Государственный музей Гессена. Германия
Louis Chaplin. Paris. 1900 г. Каминные часы. Бронза, позолота, серебряное покрытие. Фото автора. Государственный музей Гессена. Германия

Статуэтка, изображающая знаменитую Аниту Бербер, танцовщицу из Берлина, в период после Первой мировой, полуобнажённой , такой, какой её видели зрители . Воск, тюль, проволока, деревянный цоколь , стеклянные камни. Так грациозна кукла , почти невесома .

Ваза с пурпурными колокольчиками , 1910,  стекло, Франция. Фирма Daum Frerés.  Фото автора. Государственный музей Гессена.
Ваза с пурпурными колокольчиками , 1910, стекло, Франция. Фирма Daum Frerés. Фото автора. Государственный музей Гессена.

В Музее Гессена собраны сокровища достойные европейской столицы.

Lucas Cranach, 1534 г. Саксония. Портрет Sybylle von Sachsen. Фото автора. Государственный музей Гессена
Lucas Cranach, 1534 г. Саксония. Портрет Sybylle von Sachsen. Фото автора. Государственный музей Гессена

Почти никого в зале с картинами Lucas Cranach, Peter Paul Rubens, Pieter Bruegel, Domenico Zampieri, Albrecht Dürer, Rembrandt van Rijn. Наверное публика поглощена живописью более понятной и близкой по времени.

Превращения Актеона . 1550 г. Lucas Cranach. Саксония. Фото автора. Государственный музей Гессена.
Превращения Актеона . 1550 г. Lucas Cranach. Саксония. Фото автора. Государственный музей Гессена.

Религиозная тематика , странные лица портретной живописи 16 века так не похожи на лица из интернет порталов. А меня восхищают строгие линии , отрешённость , пышные формы женщин той эпохи.

Gottfried Von Wedig, 1630 г. Ужин со свечкой. Фото автора. Государственный музей Гессена.
Gottfried Von Wedig, 1630 г. Ужин со свечкой. Фото автора. Государственный музей Гессена.

Посещение Музея высокого уровня приравниваю к посещению церкви, монастыря . И без религиозного фанатизма . Очищение души высоким искусством чрезвычайно важно для современного человека . Это как прочтение достойной книги .

Хороший роман запоминается на всю жизнь. К нему хочется вернуться через несколько лет, перечитать.

А мне хочется продлить удовольствие и рассказать Вам больше о творчестве талантливых живописцев, поэтов , учёных , населявших город Дармштадт на протяжении веков и , между прочим, раскрыть заглавие написанного материала.Сделать это легко и ненавязчиво ......в следующем материале.

Сокровищница Великого Герцога Гессенского. Государственный музей Гессена. Фото автора. Кубок Вестфальских поместий.
Сокровищница Великого Герцога Гессенского. Государственный музей Гессена. Фото автора. Кубок Вестфальских поместий.

Юлия Семибратская Волгина

11.01.24

Дармштадт, Гессен, Германия.