Найти в Дзене

Гастрольный гайд для звукорежиссера: важные знания перед первым выездом в тур

Всё бывает в первый раз. Вы — звукорежиссер, который уже успел поработать по клубам и имеет некоторый опыт. И вот настал день, когда вас пригласили работать в действующий туровый коллектив, и вы готовы отправиться в свой первый тур. Как к этому подготовиться и что следует знать? Давайте обсудим.

Давайте рассмотрим относительно простой сценарий. Ваш коллектив состоит из двух певцов, один из которых играет на акустической гитаре в линию и выступают они под минус. Соответственно, каждый из певцов использует свой микрофон, и им необходимы две отдельные мониторные линии. Отметим, что предпочтения артистов по настройкам звука в каждой мониторной линии могут значительно различаться.

Допустим, ваш тур будет длиться две недели и в основном пройдет по залам вместимостью от 500 до 1000 человек, по сути, это будут классические дома культуры. Что это означает? Прежде всего, это означает, что у вас будут некоторые ограничения. Вы не сможете заказать для каждого концерта те портальные системы, какие вы хотели бы, и, скорее всего, придется работать с оборудованием, которое уже установлено на площадке. Почему? Потому что залы, по которым проходит ваш тур, относительно небольшие, и для организаторов тура невыгодно привозить качественные портальные системы. Обычно в такие залы привозят звуковое оборудование только в том случае, если с существующей системой что-то действительно не в порядке, и есть риск того, что концерт не сможет пройти на должном уровне. Бывали случаи, когда по ходу тура приходилось сталкиваться с залом на 300 человек с далеко не лучшей системой, а ближайшая точка аренды оборудования находилась в 200 километрах. В таких ситуациях приходится работать на свой страх и риск, потому что привозить оборудование в таких случаях просто нерентабельно.

Теперь о мониторах. У артистов есть конкретные требования к звуку на сцене, поэтому можно предположить, что у коллектива и организатора (организаторов) есть соглашение о предоставлении мониторов в соответствии с техническим райдером в том случае, если на площадке с этим проблемы. На сколько серьезные эти проблемы, решать вам. Поэтому перед туром важно связаться с техническим персоналом всех площадок, на которых вы будете выступать, и уточнить все вопросы об оборудовании. Им был предоставлен технический райдер вашего коллектива заранее, однако не гарантировано, что они его внимательно изучили.

Что нужно узнать у тех персонала площадки?

Портальная система: Что именно включает в себя оборудование? Какова примерная мощность? Если местный звукорежиссер не может дать внятный ответ, просим предоставить фотографии оборудования крупным планом (чтобы были четко видны модели) и фото площадки в целом. Если с оборудованием что-то не в порядке, сообщаем об этом директору коллектива, и дальнейшие действия он решает сам с организаторами. Спрашивать об уровне звукового давления (SPL) в FOH-зоне обычно бессмысленно, поскольку на таких площадках обычно нет возможности проводить такие измерения, и никто не знает, как это делается. Если речь идет о серьезных площадках, они предоставят свой технический райдер со всеми деталями по первому вашему запросу.

-2

Пульт: Какой именно пульт используется? Ответ типа 'аналоговый' не принимается, необходимо указать конкретную модель. Затем вы принимаете решение подходит ли этот пульт вам или будет необходимо арендовать подходящий на месте. Если на площадке установлена цифровая консоль, возможно, местный звукорежиссер плохо знаком с ней (бывает, что он ее совсем не знает), поэтому желательно знать хотя бы основные модели консолей. Если на площадке используется, например, Digico или Midas Pro, то обычно персонал там компетентный, так как такие устройства дорогие, и к ним не допускают неподготовленных специалистов.

-3

Расположение консоли: Где находится консоль? В центре зала? На боковой площадке? На балконе? Желательно, чтобы пульт находился в центре зала, но иногда это технически сложно осуществить, либо все билеты проданы, и в центре зала нет свободного места. В таком случае, лучше расположение сбоку. Находиться в рубке — самый непривлекательный вариант. В этом случае звук, который вы услышите, будет отличаться от того, который слышат в зале.

Мой дежурный Yamaha 01v96.
Мой дежурный Yamaha 01v96.

Мониторы: Все то же самое что и с PA.

-5

Мониторные линии: Вам понадобятся две. Обязательно уточняйте их наличие. Бывали случаи, когда по различным причинам это было сложно сделать.

Мультикор-стейджбокс: Сколько входных и выходных каналов? Сколько из них функционируют исправно? Бывали случаи, когда местный персонал использовал только первые четыре канала мультикора, и у них было неясное представление о состоянии остальных. Все ли каналы мультикора подписаны? Проверять каналы мультикора при прибытии на площадку — не самое приятное занятие, поэтому лучше заранее об этом позаботиться.

-6

Коммутация: Сколько исправных кабелей в наличии? Длина? Озвучиваете сколько вам нужно.

Микрофонные стойки: В нашем случае нужны две штуки тип "Журавль".

Треть октавные эквалайзеры: Если используется аналоговый микшерный пульт, потребуется два 31-полосных эквалайзера. Один для FOH (звуковой системы зала), другой для мониторных линий.

Процессоры и обработка: Если используется аналоговый микшерный пульт, уточняйте, какие процессоры доступны. Обычно достаточно наличия эффектов Hall и Delay, но выбор зависит от вашего стиля микширования.

Подсветка консоли: Это может показаться мелочью, но отсутствие данной опции на концерте может причинить неудобства.

Я работал с подобным коллективом несколько лет и старался возить с собой весь бэклайн (мониторы, коммутацию, пульт), а также свои микрофоны и DI-бокс для гитары, когда это было возможно. Однако это не всегда осуществимо. Например, если тур проходил по Дальнему Востоку или по Калининградской области, проще всего было взять всё необходимое оборудование на месте.

Дежурный набор.
Дежурный набор.