«Недаром Грозный любил выступать лично в дипломатических переговорах, давать иностранным послам длиннейшие аудиенции, засыпать их учеными ссылками, завязывать с ними споры, задавать им трудные или неожиданные вопросы; он чувствовал себя в таких случаях настоящим дипломатом по призванию. Я назвал бы его одним из величайших дипломатов истории всех времен. Величие его дипломатии не только в техническом искусстве, но и во вдохновляющей его патриотической идее. В смысле непосредственного ведения иностранной политики вплоть до выступления в качестве оратора и полемиста, Иван IV занимает единственное место среди государей того времени».
В феврале в Москве наблюдалось удивительное явление одновременное прибытие Цесарских (Австрийских, I Рейха)) послов Фердинанда I, послов папы римского Павла IV, послов шахиншаха Тахмасп I, английских посолов Марии I, послов крымского хана Девлет-Гирея послов Сигизмунда II.
Австрийские послы говорили: «Цесарь, король испанский, папа римский и другие христианские государи вместе, на сухом пути и на море, нападете на главного недруга вашего, султана турецкого, и в короткое время выгоните неверных в Азию; тогда по воле цесаря, папы, короля испанского, эрцгерцога, князей имперских и всех орденов все царство греческое восточное будет уступлено твоему величеству, и ваша пресветлость будете провозглашены восточным царем». Иван IV сильно удивил послов и в весьма ироничной форме вспомнил историю Владислава венгерского, который в свое время заключил союз с цесарем и многими немецкими государями, но был ими оставлен и предан туркам, вследствие чего и погиб. Тем самых поставив под сомнение саму идею союз христианских государств против турок, но оставив возможность вернуться к этому вопросу позднее. Также царь Иван IV в менее ироничной форме предложил выкупить Ливонскую конфедерацию у Фердинанда I и снова совсем не в ироничной форме напомнил послам историю Ганса Шлитте. Дело в том, что прошедшие в 1557 году переговоры с Ливонией не устранили в полной мере всех накопившихся проблем, да рыцари были напуганы мощью ВКМ и знали о победах, но направленные имперские эмиссары не смогли разрешить всех торговых противоречий. И в Москве еще не знали, что новый магистр Вильгельм фон Фюрстенберг под угрозой вторжения войска литвинов, возглавляемого самим Сигизмундом Августом, запросил мира и лично прибыл в Позвол, где находился с войском Сигизмунд Август, и 14 сентября 1557 года заключил союз с ВКЛ. А послы империи тоже решили об этом промолчать. В частной беседе Иван IV подтвердил возможность рассмотрения вопроса раздела Польши и Литвы между Фердинандом I и Иваном IV после смерти бездетного Сигизмунда II польскую корону предполагалось отдать Фердинанду I, а литовское великое княжество Ивану IV. И подтвердил важность дальнейших дипломатических и торговых отношений между двумя государствами.
Царь принял послов Павла IV очень любезно решив сыграть на контрасте с послами Фердинанда I. Но решительно отказался рассматривать религиозные вопросы в настоящее время, однако не отказывая рассмотрении их в будущем. Папские послы предложили помощь в вербовке нужных специалистов в Италии. Риму нужны были свои глаза и уши в Москве, а замаскировать их можно только среди большой Итальянской диаспоры. И предложили свои услуги в посредничестве между ВКМ и ВКЛ при поведении мирных переговоров. Послы пожурили царя за торговлю с протестантскими купцами Дании и Шветции и привлечении большого количества специалистов протестантов, Иван VI напомнил послам о позиции Сигизмунда II в данном вопросе. Интриганы Ватикана сразу ухватились за идею международного союза против осман включавшего в себя не только Европейские государства, но Россию и Персию. Через Россию Ватикан мог проводить общение с Персией. Идея была весьма призрачна и мало осуществима, но другой возможности противостоять Сулейману I не было.
Несмотря на то что в 1555 году в городе Амасья между Государством Сефевидов и Османской империей был заключён мирный договор, отношения между двумя государства были весьма напряженными, сефевидский шах искал союзников против набегов крымско-татарских орд на Дагестан и Дербент. Появление на берегах Каспийского моря оманских владей угрожало появлением флота османов, которому сефевидский шах ничего не мог противопоставить. Сулейман I в 1551 г. направил узбекскому хану Новруз-Ахмеду в подарок 300 янычар с тюфенками и несколько артиллерийских орудий для борьбы с персами, дальнейшее усиление османов и возможный захват Астрахани мог сорвать наладившиеся отношения между узбекским государством Шейбанидов (Пирмухаммед-хан) и Тахмасп I. Взаимные торговые отношения тоже были весьма перспективными, шелк-сырец, изделия из шелка, производимые в Шамахе, Ареше, Тебризе, были основной продукцией, поставляемой из Азербайджана в Москву, кроме того, в Сефевидском государстве производилось в большом количестве, холодное оружие которое весьма высоко ценилось в России. Со своей стороны, Россия готова была поставлять пушки и ружья в которых так нуждались персы.
Послов крымского хана Иван IV принял весьма настороженно, а после получения я грамотны от Девлет-Гирея в которых снисходительно предлагалась защита от гнева султана взамен на передачу Астрахани и Казани. Несмотря на тяжелейшее положение Крымского ханства, мор, военные неудачи, невозможность противостоять набегам хан снова продемонстрировал полную недоговорспособность, а после напоминания о возобновления направления подарков (дани) хану, аудиенция была прекращена. Английские посолы Елизаветы I были весьма встревожены столкнувшись с такими же интриганами, как и они послами Пава IV. Англичане предложили всестороннею помощь в предоставлении специалистов и необходимых товаров и начали интриговать против католиков. Иван IV подтвердил привилегии английских купцов и заверил послов в своей искренней дружбе, но не более того.
Но самое важное посольство для Иван IV это посольство ВКМ направление ко двору Сулеймана I в Москве опасались (боялись) возможного конфликта с османами. Но единственный человек в Константинополе, который был против войны межу Россией и Османской империей Сулейман I отстранился от принятия решений и тяжело переживая кончину любимой жены 15 апреля 1558 г. в возрасте 56 лет скончалось Хюрем Султан (Роксалана). Австрийский посол в Стамбуле Да Зара отмечал в своих донесениях, что «единственным изъяном в характере Сулеймана является его чрезмерная преданность жене». Султан, дескать, находится под сильным влиянием Роксоланы, которая «вертит им, как ей вздумается». Да Зара утверждал: «Он так ее любит и так ей верен, что все только диву даются и твердят, что она его заворожила, за что и зовут ее не иначе, как жади, или ведьма. По этой причине военные и судьи ненавидят ее саму и ее детей, но, видя любовь к ней султана, роптать не смеют. Я сам много раз слышал, как кругом клянут ее и ее детей, а вот о первой жене и ее детях отзываются добрым словом».
Российских послов приняли откровенно враждебно в Константинополе все хотели войны. Посланники Девлет-Гирея требовали освобождения правоверных от власти христиан и присоединение мусульманских земель с целью объедения в Исламскую Умму, османские чиновники подчеркивали необходимость владения портом на побережье Каспийского моря для создания флота с целью потенциальной угрозы Персидскому шаху. Имперские и Венецианские посолы незамедлительно предприняли все возможно для направления османской экспансии на север, распространяя информацию о вербовке агентами Иван IV ратных людей в Империи и Италии для агрессии против османов. В тоже время они засыпали свои столицы депешами с рекомендациями об оказании всевозможной помощи Московитам в подготовке к войне.
Война
Серьезным противником Россия не считалась в Константинополе все еще были под впечатлением походов прошлых лет, когда войска крымского хана легко доходили до стен Москвы. Возможность соединения Волги и Дона каналом и взятие под контроль всей торговли региона сулила значительные материальные выгоды. Суровость зимы и капризы погоды провоцировали большой спрос в Стамбуле на меха. Уже в XVI веке торговля мехами, ввозимыми из России в Турцию, достигала больших объемов. Опытный в политических интригах Рустем-паша опасался сам принимать решение о начале войны и исподволь склонял султана к нужному решению, которое и было принято. Для начала был издан запрет торговать хлебом в Керчи, Кафе и Тамани, чтоб тот хлеб был для войска, выполнены работы по восстановлению и ремонту Азова, оказана помощь Девлет-Гирею который находился в весьма бедственном положении. Сам поход запланировали на Астрахань в 1559 году.
1559 год
Оборона
В Москве с тревогой ожидали окончания зимы и начала лета, вся зима прошла в приготовлениях ВКМ собирало все возможные воинские силы для отражения османской угрозы. Непонятно было куда османы с крымцами нанесут удар. Сеть агентов в Крыму испугалась одно дело
Ливония
В январе 1559 г. в Москву прибыл гонец от Сигизмунда II Мартын Володков с грамотой княжеской, а в грамоте той было черным по белому прописано, что-де поскольку «Ифлянская земля здавна от цесарства хрестьянского есть поддана предком нашим во оборону отчинному панству нашему, Великому князству Литовскому, чого поновляючи весь тот закон, со всею землею сами нам утвердили», то пусть Иван «подданным нашого панованья всей земли Ифлянской покой дал бы еси и войска своего в ту землю не всылал, валки и неприязни через присягу свою до урочных лет и до выштья перемирья на тое панство не подносил» (9). Сигизмунд II пользуясь затруднительным положение Москвы заявил права на Ливонию и заявил о защите рыцарей от каких-либо требований Москвы. Сигизмунд II потребовал возращения исконный литовских земель и в том числе Смоленска. И потребовал срыть новый порт в устье реки Нарвы и вести торговлю исключительно через Ливонские города. Угрожая разорвать перемирие и начать боевые действия. В Москве отвергли все требования посла и незамедлительно обратились за посредничеством к послам понтифика и императора. Папские легаты фуриями накинулись на Сигизмунда II и основным посылом их критики был один РАНО, и действительно Сигизмунда II понял, что поспешил.
Дела семейные
29 мая 1559 г. шехзаде Баязид отправился к Конье с 30-тысячным войском, после смерти Хюрем Султан взаимоотношение в семье Сулеймана I обострились до предела. Сулейман I попытался погасить конфликт между сыновьями, но Баязид решил решить вопрос силой. Баязид попался на хитрую уловку Соколлу Мехмед-пашы чьи люди доставили сведении об отбытии войска султана к берегам Крыма и начале боевых действий против ВКМ. Но сведения оказались ложными. Регулярные султанские войска, поддержавшие шахзаде Селима в двух дневной битве, разбили войско Баязида, а сам он бежал в Персию прося защиты у Тахмасп I.
Москва
Весть о восстании Бязида позднее всего получили в Москве, поимая что окно возможностей для серьезной военной компании османами упущено. Москва распустила большую часть ратных людей и все силы направила на укрепление крепостей и снабжения их припасами для продолжения военной компании в будущем году. По большому счету ВКМ было готово к войне. Спешно заканчивалось строительство Астраханского кремля, были запасены большие запасы пороха, ядер и другого военного имущества. Итальянские инженеры начали модернизацию укреплений столицы, да камня было мало, зато земли и людей предостаточно для выполнения работ. В низовья Днепра и Дона снова были направлены «лехкие» «судовые» рати Д. Адашева и И. Вешнякова со товарищи которые снова действовали весьма успешно. Несмотря на плохие природные условия благодаря тому, что с 1556 г. страна не подвергалась набегам крымцев проблема с продовольствием не стояла столь остро. Серьезных сражений и осад не происходило потри воинских людей были минимальные. Прекращение выплат поминок (дани) позволило обзавестись серьезным резервом наличных средств.
Хоть ситуация оставалась напряженной поды для оптимизма тоже присутствовали. Но проблемы подкрались, с другой стороны.
1560
Если что-то может пойти не так оно пойдет не так
С походим на Астрахань все пошло не так, быстро подняться в верх по теченью Дона не получилось османы были вынуждены встать на отдых на целый месяц, после рекогносцировки местности от идеи прокопать канал между Доном и Волгой отказались, перетащить тяжелые галеры посуху даже не пытались, переправит припасы и осадные орудия не получилось, взять крепость в плотное кольцо не получилось, русские перебросили припасы и подкрепление по Волге. Экипажи турецких галер воспользовавшись остановкой решили вытащить их на берег Азовского моря для килевания, припасы выгрузили на берег где все это и было захвачено, саженно или взято в плен спустившейся русской судовой ратью. Попытки восстановить Азовскую крепость сорваны. Девлет-Гирей бросил союзников, как только узнал о появлении русских в Азовском море. Янычары и отряды наемников-левендов, азапов, дели взбунтовались и отказались зимовать под стенами Астрахани. Зимой в Керчи через пролив были даставлены жалкие остатки войска вернуться смог только небольшой отряд янычар все остальные сгинули в степи или захвачены в рабство ногайцами. Людей в Османской империи много, но вот престиж и репутация одна. После сочувственного письма от Тахмасп I которое он направил Сулейману I с выражением искренней скорби и сочувствия по поводу поражения и гибели армии под Астраханью. Европейские послы распространили в Константинополе слух что Султан поступил крайне необдуманно, потребовав от Ивана Грозного выплаты дани, называя его дипломатической переписки свои конюшим. Жак Маржерет писал о том, что царь повелел сделать особую шубу из крысьих шкур с мехом чернобурой лисицы, который велел обрить догола. Этот странный дар был отправлен в Константинополь со следующим посланием. Если султан еще раз потребует дани от своего «конюшего», то он обреет его, как обрили эту лисицу, а московским крысам прикажет разорить его страну. Мало вытащить свою голову из-под топора палача, нужно туда еще положить чужую. С этой проблемой царедворцы султана справились Девлет-Гирей получил приглашение посетить Константинополь. А что делать дальше?
Сулеймана I Кануни (1494 г. — 1566 г.)
Сулеймана I Кануни по меркам того времени уже был глубоким стариком 12 походов было за его плечами начинать тринадцатый для покорения далекой страны на Севере в его планы не входило. Покорение Вены — вот то золотое яблоко что он хотел получить перед смертью. И эти замыслы рушились на глазах, Като-Камбрезийский мир в 1559 г. завершил Итальянские войны. Их результатом стало утверждение испанской гегемонии в Италии и превращение Испании в ведущую державу Европы. Франция была вынуждена довольствоваться присоединением небольших территорий, а начавшиеся вскоре Религиозные войны надолго ослабили страну. Франция уже нет сильно нуждалась в союзе с Османами, у Испанской империи освобождались силы для достижения свих целей на других направлениях. Португальцы в Индийском океане постоянно досаждали Османам с переменным успехом. Тахмасп I выторговывал Багдад и близлежащие земли в обмен на Бязида, Священная Римская Империя ждала только момента для продолжения войны. Да Османская империя сильна как никогда ранее, но воевать одномоментно с Испанской империей, Священной Римский Империи, Великим княжеством Московским, Сефевидской Персией, Португальской империей невозможно. Не секретом для султана были постоянные попытки Рима создать колонию против османов вхождение в эту коалицию Венеции, Польши и Литвы тоже было весьма опасным.Проблему ВКМ необходимо решить в сжатые сроки. Появление в Константинополе послов Сигизмунда II с предложением союза и совместного похода на Москву было очень своевременным.
Сигизмунда II
Сигизмунд II конечно не был воином, но управление вверенным ему государству не пускал на самотек и умело пользоваться обстоятельствам и назначал грамотных советников. Провел земельную и денежную реформу, проводил возвещенную религиозную политику, не притесняя ни одну из конфессий государства. Польша и Литва богатели на поставках в Европу продовольствия, захват ВКМ превращал Королевство Польское и Великое княжество Литовское в аграрную супердержаву того времени. Порты на Балтийском море обеспечивали поставку товаров без посредников и невиданные доходы. Но военная мощь государства была в перспективе велика, а по факту не выдерживала никакой критики. Папский нунций Алоиз Липпомани обвинил польскую шляхту в падении морали и боевого духа: «Отец его был королем необыкновенных достоинств, немалой охоты к рыцарским делам. Но сын, любящий спокойствие, ни разу не вышел еще в поле, что ослабило боевой дух шляхты, которая раньше непрерывно занималась в воеводствах рыцарским ремеслом, всегда готовая собраться под руководством короля числом в сто тысяч польской конницы. Теперь отвыкла от оружия, залегла дома и вместо обороны страны и соединенных с ней краев, отдается чтению еретических книг». Но упускать подобное стечение обстоятельств Сигизмунд II не мог, тем более предполагал возложить всю тяжесть войны на Сулеймана I. Также Сигизмунд II решил воспользоваться неразберихой в Риме. Договориться с Империей было сложнее. Вену совсем не устраивало появление на своих граница еще одного монстра. Сигизмунд II клятвенно обещал после захвата Москвы и присоединения земель ВКМ разорвать союз с османами и начать войну с османами. В Вене были знакомы с такой политикой «Обещай, людям приятно, а тебе ничего не стоит» и запретили вербовку наёмников на территории империи. Ганзейскому союзу запретили поставу военных товаров в порты ВКЛ. А вот с вербовкой наёмников для службы в ВКМ всесторонне содействовали и содействовали увеличению товарооборота.
Итог
Великое Княжество Московское одержало пусть не решающую, но знаковую победу над Османской империей. Враг оказался не на столько страшен, время на укрепление Москвы, Тулы и других городов использовано полностью. Военная машина ВКМ обучалась новейшим методам ведения войны, численность стрелецкого войска выросло до 10 тыс. человек, артиллерия не уступала, а в чем-то превосходила европейские армии того времени. Поставка военных товаров пусть и покрывала всех потребностей, но была стабильна. ВКМ вербовало ветеранов Итальянских войн и получила так необходимых специалистов в военном и инженерном деле. Московские дипломаты получили большой опыт в ведении международных дел, многое им стало понятно в сложном механизме Европейской политике они обзавелись нужными связями и сетью агентов. Порт на Балтике постепенно наращивал товарооборот, купцы тоже получили опыт ведения торговых дел, постепенно ВКМ самостоятельно встраивалось в европейский рынок.
Телеграмм канал Альтернативная История
Источник: https://alternathistory.ru/1555-god/#1558-god
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉