Найти тему

Мраморный дворец в Петербурге и все, что вокруг него

Оглавление
Все фото автора.
Все фото автора.

Доброго Вам времени суток! Продолжаем наше путешествие по Петербургу! Мы еще на Дворцовой набережной, и сегодня мы пройдем по набережной до Суворовской площади, обойдем Мраморный дворец со всех сторон и даже зайдем в его двор. А остановились мы в прошлый раз, осмотрев Ново-Михайловский дворец, пройдя до этого от Зимнего дворца, если не читали прошлую публикацию, но интересно – нажимайте здесь. Итак, следующий за Ново-Михайловским дворцом дом выглядит весьма впечатляюще, но построен он был уже после Великой Отечественной войны на месте трех старинных домов XVIII-XIX веков. Дело в том, что во время войны в них попала бомба, дома были полностью разрушены, а жильцы, остававшиеся там, погибли.

Фото автора.
Фото автора.

Атланты и кариатиды двух особняков.

А следующий, немаленький особняк, ставший впоследствии доходным домом, сохранился с конца XVIII века, когда он был построен зодчим Джакомо Кваренги, правда, в 60-х годах века следующего он был перестроен архитектором Л.Ф. Фонтаной по заказу дочери князя Павла Гавриловича Гагарина – Натальи Павловны Жеребцовой. До Гагариных этот особняк принадлежал Лопухиным, а до них личному секретарю Екатерины II Ивану Ивановичу Бецкому, тогда-то его и построил Кваренги. Фасад, выходящий на набережную, уже Фонтана оформил в стиле барокко, обильно украсив его лепниной, а на третьем этаже под карнизом – кариатидами.

Следующий особняк украшен уже не кариатидами, а атлантами «египетского стиля», удерживающими симпатичные, но довольно массивные балкончики в виде эркеров второго этажа. Этот особняк известен с начала XVIII века, когда здесь поселился молдавский господарь Дмитрий Константинович Кантемир. Именно по его заказу в 20-е годы того века здесь был построен дворец в стиле петровского барокко с двумя флигелями, который стал первой самостоятельной работой, знаменитого впоследствии, Бартоломео Франческо Растрелли. После смерти Дмитрия Константиновича, который так и не дождался окончания строительства, этот особняк кому только не принадлежал на протяжении почти двух веков.

В 1860-е годы этот особняк, как и предыдущий особняк Гагариных, перестраивал все тот же Людвиг Фонтана. Но нынешний вид этот особняк, выходящий своими фасадами на три стороны (Дворцовая набережная, Мраморный переулок и Миллионная улица) получил в 1879 году, когда по заказу лесопромышленника Ильи Федуловича Громова архитектор Карл Рахау перестроил комплекс из трех отдельных жилых домов в один большой особняк. тогда-то и появились эти самые атланты, а на углу Миллионной улицы и Мраморного переулка фасад украсила группа из трех женских фигур, символизирующих плодородие, искусство и мореплавание, но мы их увидим позже, когда пойдем по Миллионной.

Фото автора.
Фото автора.

Подходим к Мраморному дворцу.

За Мраморным переулком расположилась одна из значимых достопримечательностей не только Дворцовой набережной, но и всего Петербурга – Мраморный дворец. Находящийся на этом месте Почтовый двор в 1737 году был уничтожен пожаром, и лишь в 1768 году на пустующей долгое время площадке по велению Екатерины II начали строить дворец, предназначавшийся графу Григорию Григорьевичу Орлову в благодарность за помощь в возведении Екатерины на трон. Но Орлов так и не дождался окончания строительства, скончавшись за два года до этого, дворец был построен в 1785 году.

Дворец построен по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди, и специалисты называют его самым итальянским зданием города, находя в нем дух флорентийских ренессансных палаццо, именно там работал Ринальди до приезда в Россию. А изначальное его название – Мраморный дом, так как при строительстве дворца было использовано 32 различных вида мрамора, как отечественного, так и зарубежного. В отличие от большинства зданий города, фасады дворца облицованы естественным камнем: нижний этаж – суровым гранитом, два верхних этажа оформлены пилястрами из розоватого тивдийского мрамора из Карелии, контрастирующего с голубовато-серым рускеальским мрамором из каменоломен в Финляндии.

Фото автора.
Фото автора.

После смерти Г.Г. Орлова императрица выкупила этот дворец у его наследников и до 1917 года он принадлежал династии Романовых. По-моему, ему впору было дать и другое название – «Константиновский», так как с 1796 года он принадлежал трем Константинам Романовым. Сначала это был внук Екатерины II Константин Павлович, которому императрица пожаловала дворец по случаю его бракосочетания, в 1831 году император Николай I передал Мраморный дворец во владение своему второму сыну Константину Николаевичу, затем дворцом владела его вдова великая княгиня Александра Иосифовна, а в 1911 году дворец унаследовал их сын великий князь Константин Константинович.

Фото автора.
Фото автора.

К самому Мраморному дворцу мы еще вернемся, а пока мы проходим дальше вдоль ограды дворца по набережной и видим, расположившееся вдоль набережной, здание, соответствующее по размеру предыдущему, это здание – служебный корпус Мраморного дворца, построенный почти одновременно с самим дворцом в 80-е годы XVIII века по проекту архитектора П.Е. Егорова для каретника, конюшни, манежа, кузницы и других вспомогательных помещений, а также для проживания прислуги. В 40-х годах века следующего, во время реставрации дворца, архитектор А.П. Брюллов также перестроил и служебный корпус, надстроив третий этаж.

Троицкий мост.

От двух корпусов Мраморного дворца отвлечемся ненадолго на Троицкий мост, соединяющий левый берег Невы с Петроградской стороной. Он был построен к 200-летию Санкт-Петербурга в 1903 году, на месте которого за сто лет до этого располагался наплавной мост. Проектирование и строительство постоянного моста выполняла французская компания «Батиньоль». В связи с этим при закладке моста 12 августа 1897 года присутствовал вместе с царствующими особами президент Французской республики Феликс Фор. Мемориальные доски, в том числе и с этой информацией, установлены на двух колоннах при въезде на Троицкий мост.

Фото автора.
Фото автора.

Эти две ростральные колонны привлекают к себе особое внимание. Колонны состоят из пьедестала, выполненного из розового гранита и украшенного медными картушами с надписями из накладных букв, и четырехгранного пирамидального обелиска, выполненного из красного полированного гранита и украшенного с четырех сторон рострами, поддерживающими арматуру с круглыми светильниками. Ростры кораблей для обелисков отлиты из бронзы. На левой колонне установлена мемориальная доска, посвященная закладке моста в 1897 году, а на правой – окончанию строительства в 1903 году. Завершают обелиски фигуры трехглавых орлов, которые в советский период были заменены на пятиконечные звезды.

Суворовская площадь.

Отвернувшись от моста с ростральными колоннами, все внимание привлекает к себе памятник генералиссимусу, князю Италийскому, графу Александру Васильевичу Суворову-Рымникскому. Этот памятник, в виде аллегорической фигуры в образе бога войны Марса в древнеримских доспехах, был открыт в 1801 году через год после смерти военачальника. Но установлен он был тогда на Марсовом поле, ближе к Мойке. А в 1818 году сад, разбитый на этом месте, был выкуплен казной и по проекту архитектора К.И. Росси здесь была обустроена площадь, а памятник перенесли на современное место, с тех пор и площадь носит название Суворовской.

Фото автора.
Фото автора.

Снова Мраморный дворец и памятник Александру III.

Осмотрев мост и площадь, мы сворачиваем на Миллионную улицу, обойдя служебный корпус Мраморного дворца. Теперь мы снова подходим к Мраморному дворцу, но уже, с другой стороны, и не просто подходим, а еще зайдем во двор этого дворца. Зайдя во двор, сразу обращаешь внимание на массивный памятник с очень мощным конем тяжеловозом, на котором восседает не менее мощный седок. Это императора Александра III так изобразил русско-итальянский скульптор Паоло Трубецкой в 1906 году.

Мнения членов императорской семьи к созданному шедевру, по большей части, были негативные, однако, все решило мнение вдовствующей императрицы Марии Федоровны, которая увидела в этом памятнике поразительное сходство с ее покойным мужем. В итоге памятник этот в 1909 году был установлен на Знаменской площади (ныне – площадь Восстания), как посвящение «Императору Александру III Державному основателю Великого сибирского пути».

Фото автора.
Фото автора.

Как ни странно, после революции его не сломали, даже убрали с площади не сразу, а только в 1937 году, правда, до этого как только над ним не издевались, то поместив его в клетку, то просто закрыв какой-нибудь декорацией во время праздников, ну и сочиняя бесчисленное множество стишков, подчас скабрезных. Затем его все-таки убрали во двор Русского музея, где он и простоял до 1994 года. Но надо отдать должное: во время блокады Ленинграда памятник был надежно защищен от вражеской бомбардировки песком, бревенчатым настилом и землей. Ну а в 1994 году его решили установить во дворе Мраморного дворца, хотя, разговоры о его переносе в какое-нибудь другое место периодически возникают.

Фото автора.
Фото автора.

Мраморный дворец сейчас является одним из филиалов Русского музея. А в советские времена здесь располагался филиал Центрального музея В.И. Ленина. Перед дворцом на постаменте, на месте Александра III, располагался бронеавтомобиль марки Остин-Путиловец со звучным пролетарским названием «Враг капитала», сейчас этот броневик находится в Артиллерийском музее.

А напротив памятника, ближе к служебному корпусу дворца, расположили такой своеобразный фонтан под названием «Фонтан взлетающих камней», состоящий из фрагментов старинных скульптур, которые были закопаны во дворе Русского музея во времена Великой Отечественной войны.

Фото автора.
Фото автора.

Вот здесь мы с Вами пока и расстанемся, чтобы потом пойти дальше по Миллионной улице.

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!