Найти тему

Прогуляемся от Зимнего дворца к другим зданиям Эрмитажа и еще нескольким дворцам на Дворцовой набережной

Оглавление
Все фото автора.
Все фото автора.

Доброго Вам времени суток! Продолжаем наши прогулки по Петербургу! А остановились мы с Вами в прошлый раз в самом его центре, осмотрев фасад Зимнего дворца, выходящий на Дворцовую набережную, и вспомнив историю этого дворца, если не читали – можете прочитать здесь. Зимний дворец, также как и следующее здание по набережной, входит в Главный музейный комплекс «Государственный Эрмитаж», а здание, о котором сейчас пойдет речь носит название Малый Эрмитаж. А само слово «эрмитаж» произошло от французского «ermitage» – место уединения.

Фото автора.
Фото автора.

Малый Эрмитаж

Через два года после возведения Зимнего дворца, в котором еще продолжалась отделка интерьеров, началось строительство Малого Эрмитажа, тогда он назывался просто Эрмитажем, в котором Екатерина II после дневных забот в кругу немногих близких людей (не более 15 человек) любила уединиться, поиграть в карты, отобедать. А еще в XVIII веке здание Малого Эрмитажа именовали «Ламотов павильон», по фамилии архитектора Жана-Батиста-Мишеля Валлен Деламота, так удачно соединившего этим зданием стиль «пышного елизаветинского барокко» Зимнего дворца Растрелли с последующими зданиями в стиле классицизм.

Фото автора.
Фото автора.

Строительство фасада северного павильона, выходящего на Дворцовую набережную, было завершено в 1769 году, а руководил строительством другой знаменитый архитектор екатерининского времени и бывший помощник Растрелли – Юрий Матвеевич Фельтен. Два верхних этажа этого здания украшают: шестиколонный портик и две скульптуры древнеримских богинь Флоры и Помоны (первая – богиня цветов, весны и полевых плодов, вторая – богиня древесных плодов и изобилия), и не случайно, ведь этот павильон первоначально планировался, как «Оранжерейный дом». Но главным сокровищем Эрмитажа стали картины и скульптуры, приобретаемые Екатериной II, которыми украшались его интерьеры и ставшие в последствии основой коллекции будущего музея.

Фото автора.
Фото автора.

Большой Эрмитаж

Здание Малого Эрмитажа соединено переходами со зданием Зимнего дворца, но также оно соединено переходом и со следующим зданием – Большого Эрмитажа. Уже к концу строительства Малого Эрмитажа стало понятно, что помещений для размещения большой и постоянно пополняемой художественной коллекции явно не хватает, и в 1771 году началось строительство нового здания, гораздо большего по размерам предыдущего. Строительство Большого Эрмитажа было поручено все тому же проверенному мастеру – Юрию Фельтену.

Но сначала это здание не планировалось сделать таким большим, лишь в 1776 году Фельтену было предписано продолжить возведение здания до Зимней канавки, и работы по фасадам, объединившим все части постройки, были завершены лишь в 1787 году. Здание Большого Эрмитажа построено в одну линию с Малым Эрмитажем и Зимним дворцом, но фасад Большого Эрмитажа более лаконичен и строг, я бы сказал, более скромен снаружи, подчеркивая при этом доминирующую роль двух предыдущих зданий. После постройки здания Нового Эрмитажа со стороны Миллионной улицы с десятью знаменитыми атлантами в 1851 году, здание Большого Эрмитажа стали именовать Старым Эрмитажем, хотя, оно гораздо моложе Малого Эрмитажа.

Эрмитажный театр

Когда еще не были до конца завершены работы по отделке фасадов Большого Эрмитажа, началось строительство еще одного здания, которое теперь входит в общий комплекс Государственного Эрмитажа и завершает комплекс построек, протянувшихся вдоль реки Невы и связанных арками и переходами в одно целое с Зимним дворцом, – это Эрмитажный театр. Это здание было построено на месте старого Зимнего дворца Петра I, за Зимней канавкой, по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги.

Старый театр, располагавшийся в Малом Эрмитаже, перестал устраивать Екатерину II, императрице не нравилось, что публика проходит на представления через ее личные апартаменты, и этот театр разобрали. Новый театр открыли еще задолго до окончания строительства – в 1785 году, основные работы проводились до 1789 года. Фасад театра был окончательно оформлен только в 1802 году сооружением балюстрады у полукруглого выступа, с установленными в нишах шестью статуями и шестью бюстами известных поэтов Древней Греции, выполненными по рисунку Кваренги.

Арка и Эрмитажный мост

Закругленная угловая часть Эрмитажного театра с аркой-переходом к зданию Старого Эрмитажа через Зимнюю канавку особенно эффектна, а построена арка по проекту все того же Юрия Фельтена в 1783 году.

Фото автора.
Фото автора.

А ближе к берегу Невы мы видим каменный арочный мостик, переброшенный через Зимнюю канавку у ее истока. Постоянный каменный мост был построен на месте старого деревянного в 1766 году и стал первым каменным мостом в городе. Правда, в 30-х годах XX века он стал не каменным, а железобетонным, из-за значительных разрушений каменной кладки, но свой исторический облик сохранил, только став более пологим относительно проезжей части набережной. Его сначала называли Зимнедворцовым мостом, а затем долгое время называли Дворцовым. С 1829 года за ним закрепилось современное название – Эрмитажный.

Фото автора.
Фото автора.

Запасные дома и еще один дворец

Постояв немного около Эрмитажного моста и еще раз взглянув на Эрмитажный театр, мы идем дальше. За зданием театра, обильно украшенным, в том числе, скульптурами, расположилось здание попроще, это здание известно как дом Ф.М. Скляева, особняк Г.Ф. Менгдена и Запасной дом Зимнего дворца, коим он стал в 1860 году, когда его выкупило Министерство Императорского двора. Но до этого, в разное время, этот дом принадлежал также и брату Эрнста Бирона – Густаву, и графине И.И. Воронцовой. А нынешний вид здание получило при его перестройке в 1878 году для великого князя Алексея Александровича – четвертого сына императора Александра II. Правда, когда вновь поменялись хозяева, его хотели превратить в доходный дом, но потом снова вернули статус Запасного дома. Теперь это здание также принадлежит Государственному Эрмитажу.

Фото автора.
Фото автора.

Дальше, за еще одним запасным домом, только уже великого князя Владимира Александровича, все наше внимание переключается на сам бывший Владимирский дворец, более известный, как Дом ученых имени М. Горького. Дом на этом месте с 1720 года неоднократно менял своих хозяев и почти также часто перестраивался до 1862 года, когда было принято решение о сносе старого здания и сооружении дворца великого князя Владимира Александровича – третьего сына императора Александра II. В 1868 году был сооружен новый дворец, но оформление помещений продолжалось еще несколько лет. В 1920 году по инициативе Петроградской комиссии по улучшению быта ученых под председательством М. Горького в бывшем дворце был открыт Дом ученых.

Перед следующим дворцом

Снова идем дальше и сразу за Домом ученых видим пятиэтажный дом, обильно украшенный лепниной и балкончиками с витиеватыми узорами. Этот дом с начала XVIII века бесчисленное количество раз менял своих хозяев, а нынешний вид получил в начале XX века, когда его надстроили тремя этажами и переделали фасад. Сразу за ним, перед Мошковым переулком, приютился двухэтажный дом, который также на протяжении всей своей истории часто менял хозяев, а когда им владел в 70-е годы XIX века шталмейстер двора его императорского величества Г.А. Чертков, архитектор Р.А. Гедике переделал интерьеры и изменил фасад здания со стороны Дворцовой набережной.

Дворец за Мошковым переулком

Сразу за Мошковым переулком расположился, укрытый в настоящее время строительными лесами, небольшой дом, в котором и жил когда-то этот самый Петр Иванович Мошков, в честь которого назван переулок, служивший гоф-интендантом сначала у Петра I, затем у Екатерины I, и даже у Анны Иоанновны. Если перевести его должность на современный манер, то это что-то вроде завхоза или начальника службы материально-технического обеспечения. А сразу за этим домом расположился еще один великолепный дворец и тоже великокняжеский – Ново-Михайловский дворец.

Фото автора.
Фото автора.

Этот дворец был построен в 1862 году специально для великого князя Михаила Николаевича – сына императора Николая I, когда великий князь женился на баденской принцессе Цецилии Августе, нареченной в православии Ольгой Федоровной. Помните, когда я Вам рассказывал в прошлой статье о Мало-Михайловском дворце на Адмиралтейской набережной, эту самую Ольгу Федоровну хватил удар, когда она узнала, что их сын – великий князь Михаил Михайлович женился без благословения на внучке Пушкина. А этот дворец назвали Ново-Михайловским, чтобы не путать с ранее построенным Михайловским дворцом для дяди Михаила Николаевича – Михаила Павловича.

Пока я Вас окончательно не запутал в огромном количестве Михаилов в семье Романовых, давайте посмотрим на сам дворец. Построен он был придворным архитектором Андреем Ивановичем Штакеншнейдером в смешанном стиле, определяемом специалистами как «ранняя эклектика», вобравшем в себя черты ренессанса, рококо и барокко. В оформлении фасадов зодчим использовалось обилие различных декоративных элементов, а кроме Штакеншнейдера, над фасадом дворца также работал скульптор Даниил Иванович Иенсен, создавший для оформления фасадов терракотовые скульптуры.

Фото автора.
Фото автора.

Сейчас, судя по укрытым некоторым деталям фасада каким-то защитным материалом, этому зданию вновь требуется реставрация. Будем надеяться, что после реставрации здание будет еще более впечатляющим.

Ну а здесь мы с Вами пока и остановимся, но впереди нас ждет еще и Мраморный дворец, а также много чего другого интересного!

Подписывайтесь на мой канал, чтобы путешествовать вместе!

И всего Вам доброго!