Обзор немецких медиа
🗞(+)Tagesspiegel в интервью с росссийским «экспертом» Габуевым анализирует выборы в статье «Путин воспримет результаты выборов как карт-бланш», где рассказывает, что за последние три дня на избирательные участки пришли 114 миллионов россиян. У них не было выбора. В этом интервью эксперт по Кремлю объясняет, что рекордный результат означает для Путина. Уровень упоротости: высокий 🔴
Tagesspiegel: Г-н Габуев, по данным российской избирательной комиссии, Владимир Путин победил на президентских выборах с результатом чуть менее 88% после подсчёта половины голосов. Ошеломляющий успех действующего президента?
Габуев: Да, это самый высокий результат, которого он добился за все пять выборов. Он хотел, чтобы его кандидатура была подтверждена с рекордным результатом, и его стратегия сработала. Но это не были настоящие выборы. Реальных соперников не было, а власти массово вмешивались в процесс. В этот раз Путин пошел ещё дальше, чем в 2018 году.
Tagesspiegel: В каком смысле?
Габуев: Репрессии были ещё более масштабными, как и ограничения на выборы. СМИ играли ещё меньшую роль. Если говорить о результатах, то Путин набрал более 10% по сравнению с прошлым разом. Почти 90%. Даже Александр Лукашенко в Белоруссии не смог добиться такого результата. Он довольствуется 80%.
Tagesspiegel: Четыре недели назад стало известно о смерти находящегося в заключении критика Кремля Алексея Навального, а другие оппозиционные деятели, такие как бывшая журналистка Екатерина Дунцова и бывший советник правительства и депутат Госдумы Борис Надеждин, были отстранены от участия в выборах.
Габуев: Россияне действительно не смогли проголосовать на президентских выборах. Кандидаты, выдвинутые против Путина, были вовсе не оппозиционерами, а марионетками. Все теперь крутится вокруг войны на Украине. Она стала принципом политической жизни в России. Бориса Надеждина не допустили к выборам, потому что он критикует войну. И всех остальных, кто мог бы стать популярным, тоже остановили заранее. Путин хотел перестраховаться.
Tagesspiegel: Так зачем вообще проводить выборы?
Габуев: Такому режиму нужна легитимация. Путин должен официально заявить, что он не диктатор, и показать, что у него есть доверие и одобрение населения. Это, конечно, фарс. Но он должен вести себя так, будто был избран демократическим путем и представляет большинство россиян.
Tagesspiegel: Перед смертью Алексей Навальный призывал людей протестовать на выборах. Удалось ли ему посмертно послать сигнал сопротивления?
Габуев: Да, но это то самое меньшинство, которое уже хорошо известно. Мужественных людей, некоторые из которых сейчас также принимают участие в протестах, насчитывается, возможно, 20 000 или 30 000, большинство из которых находятся в Москве или Санкт-Петербурге. Люди боятся. Приняты новые законы, которые делают незаконной критику войны или, например, армии. Штрафы высоки, и многие люди не хотят рисковать. Власти также заранее запугивали и предостерегали граждан от участия в протестах.
Tagesspiegel: То есть вы не видите «взрыва» сопротивления, как назвал протесты доверенное лицо Навального Леонид Волков, живущий в изгнании в Литве?
Габуев: Оппозиционные силы призывали к «полудню против Путина» - собираться перед избирательными участками в 12 часов дня в воскресенье, в последний день голосования. В основном это сработало за пределами России - мы видели длинные очереди в Берлине, Париже, Лондоне - но не так сильно в России. В нескольких округах в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, но не по всей стране. Почему? Потому что протест жёстко карается, и люди боятся.
Tagesspiegel: Влияет ли на Россию то, что, например, Юлия Навальная протестует в Берлине?
Габуев: Это, конечно, красивый образ, но насколько это меняет ситуацию? Вряд ли это что-то изменит. Это никак не влияет на политический процесс в России.
Tagesspiegel: Во время выборов в России множество людей были арестованы за протесты. Что им грозит?
Габуев: Были аресты в Казани и нескольких других городах. Вы должны это знать: Многих людей арестовывают, а потом снова отпускают. Поэтому мы можем только предполагать, что грозит тем, кто был арестован во время выборов. Однако определение того, что является политически запрещённым, сейчас стало очень широким.
Tagesspiegel: В России больше нет свободной прессы. Наблюдателей ОБСЕ на выборы не пустили. Что мы можем с уверенностью сказать об этих выборах?
Габуев: Это действительно серьёзная проблема. Я помню 2018 год: очень хорошие местные журналисты сопровождали голосование на одном из избирательных участков на юге России, а затем сообщили, что наблюдали явку в 15% избирателей. Избирательной комиссии этого было недостаточно, поэтому она просто определила, что явка составила 70% [на юге России? 15%? Простите, не поверю – прим. «Мекелнбургского Петербуржца»]. И на этот раз независимых журналистов и наблюдателей стало ещё меньше. У нас нет по-настоящему достоверных данных о выборах.
Tagesspiegel: Что результаты выборов означают для режима Путина?
Габуев: Путин воспримет результаты выборов как карт-бланш. Теперь он может делать всё, что захочет. Для него несомненно одно: выборы показали, что всё население поддерживает его и войну. Это очень важно для его пропаганды.
Tagesspiegel: Что произойдёт теперь?
Габуев: Я подозреваю, что инаугурация Путина состоится 6 мая. До этого времени будет интересно посмотреть, назначит ли он новое правительство. Я не предполагаю, что произойдут какие-то серьёзные изменения. Но мы должны внимательно следить за этим. Решающие посты - это, например, министр обороны и начальник Генерального штаба.
Tagesspiegel: Насколько велика разница между отдельными правительственными постами в такой автократической системе, как путинская?
Габуев: Не так уж и мало. Одна из проблем заключается в том, что у Путина, к сожалению, есть относительно компетентная команда, например, в Центральном банке и Министерстве финансов. Там есть очень способные люди [ааааа!!!! И это — одна из проблем!!! 😀 — прим. «М.П.»]. Если Путин усомнится в их преданности и заменит их менее компетентными людьми, у него возникнут проблемы.
Tagesspiegel: Что может поставить под угрозу власть Путина?
Габуев: Это зависит от того, как будет продолжаться война и как будет развиваться экономика. Реалистичный сценарий заключается в том, что он останется у власти ещё на двенадцать лет. Пока он держит бразды правления, оппозиция вряд ли сможет усилиться. В таких режимах решающую роль в конечном итоге играет элита. Если различные группировки начнут воевать друг с другом, Путину придётся нелегко. На данный момент мы этого не видим. Но в долгосрочной перспективе это вполне может произойти. Потому что ресурсы, которыми располагает Кремль, ограничены. А с учётом санкций и их влияния на российскую экономику ситуация не улучшится. Россия будет становиться всё беднее.
О ПЕРСОНЕ
Александр Габуев - директор аналитического центра Карнеги «Россия - Евразия» в Берлине.
Беседовала: Аня Велер-Шёк. Перевёл: «Мекленбургский Петербуржец»
@Mecklenburger_Petersburger
P. S. от «Мекленбургского Петербуржца»: «Проблема в том, что у Путина, к сожалению, есть компетентная команда», конечно, доставило 😀 В этом вся суть российской оппозиции 😏