О чем Брейгель умолчал.
На картине Брейгеля "Вавилонская башня" много деталей. Некоторые удобнее рассмотреть на оригинале или на сайтах с большим увеличением.
И что же мы видим на дальнем островке? Какие-то соборы с куполами. Это Россия с богатством церквей, украшенных характерными луковичными куполами или какая-то восточная сторонка, архитектура которой также связана с куполами?
У Брейгеля уже не спросить. А самим догадаться трудно.
Русские купола как будто бы похожи на арабские, турецкие, иранские, индийские, при этом очень сложно понять, что объединяет архитектуру северной снежной России и восточных южных стран, купола которых напоминают чалму. Неужто наши "Афанасии Никитины", путешествуя "за три моря", впечатлились видом диковинных старцев с наверченными на их головах кулями, что повторяли очертания наверший местных культовых строений, и сочли это красивым, достойным повторения в России?
Чалма, корзина, полумесяц
Главки соборов русских церквей не так так уж просто отличить от восточных. На первый беглый взгляд.
Если бы вы не знали, в какой сказке сделана иллюстрация, разве бы вы определили сразу, что это купола арабской сказки, а не русские церкви?
Поглядите на эти строения: тот же лаконизм русских башен, "барабаны", с насаженными на них "луковицами", изогнутые закомары..., а сказка-то про принца Персии.
Конечно, встречаются арабские купола, которые отличны от русских, и это очевидно. Я обратил внимание, путешествуя по Персидскому заливу, что минаретные верхушки напоминают русские "луковицы", а соборные - это какие-то дыньки. Вот так выглядит мечеть шейха Заида в Абу-Даби.
Трудно ошибиться в восточной природе этих куполов. О том красноречиво говорят и орнаменты окон - арабески, и массы шейхов в характерных костюмах, и полумесяц, характерный для мусульманского зодчества.
Хорошо.
А эти купола? Почему православный крест сохранил деталь, которую мы видели раньше - полумесяц?
Кто у кого "разжился" идеями, и почему на Руси стал популярен именно купольный тип храмовых строений, при том, что вариантов оформления крыш множество? Почему, к примеру, "шатровый" тип не стал сугубо русской изюминкой, а "луковка" стала?
Сам я инженер-строитель, руководитель строительной компании "Атлант", мы специализируемся на возведении индивидуальных домов. Путешествуя по стране и за ее пределами стараюсь подсмотреть интересные идеи, которые затем предлагаю своим клиентам. Ну а всем другим, кого тема собственного дома пока не волнует, просто рассказываю то, что удивило меня самого. Мне пришлось обратиться к историческим исследованиям, чтобы понять, как купола пришли в Россию.
Мавританский дом- 2024. Без любви.
В начале 20 в. мавританский стиль вместе с модерном пришел в Россию. Это было пышно, оригинально, необычно. В Краснодаре, где я живу, архитектор Рымаревич-Альтманский построил дом с характерным купольным украшением. Ныне дом пребывает в плачевном состоянии. Это очень прискорбно, так как это, пожалуй, единственный пример из моего города, использования куполов для украшения личного жилья, в нехрамовых постройках.
Купола "дома любви" (так дом зовут краснодарцы), как вы видите, имеют больше сходства с восточными, кругленькими, чем с типичными русскими шлемовидными или луковичными.
Все подвиды экзотической архитектуры: персидская, мавританская, османская, бухарская и пр. включали в себя, как узнаваемый характерный элемент - купол. Поэтому часть ученых стала утверждать, что и российский тип куполов заимствован на мусульманском востоке.
Сравните мавританские купола "дома любви" с куполами мечети шейха Зайда. Что же, очень похоже.
Переверни корзину!
Да, купола, как пышные взбитые шапки, как у знатных турков или арабов. В тюркоязычных странах такую шапку называл "салла". Она имеет и второе значение - "корзина", действительно, и чалмы, и купола похожи на корзинки кверху донышком. Возможно, головные уборы имели плетеный корзиночный каркас.
Такие же "корзинки", только цветные или позолоченные вошли в российскую практику. Питерский Исаакий украшен барабаном с "корзинкой" в миниатюре и завершается все "луковкой".
Казань брал! Астрахань брал! Шпака не брал!
В русской церковной архитектуре долгое время были распространены купола типа "тафьи" - это небольшие шапочки, которые поддевали под меховые шапки. Чтобы представить, как она выглядит, можно найти портрет Ивана Грозного, он уж очень любил такие головные уборы.
"Тюбетейка-тафья" венчает Владимирский собор в Херсонесе Таврическом. Здание на фото ниже не соответствуют первому собору. Это обновленная версия собора (освящен в конце 19 века, восстановлен в 2000-е), в котором, по преданию, в 987 году крестили князя Владимира Красно Солнышка.
Тафья вошла в моду в 16 веке, и связано это, скорее всего, с присоединением к Русскому Царству Казани. Мусульманские мотивы проникают в моду, быт, архитектуры пока на правах экзотики.
Интерес к таким куполам был исторически обусловленным.
Все изначальные соборные купола строились в византийском парусном стиле, это когда на четыре пандатива (поверхность в виде вогнутого треугольника) кладут ровную "шапочку" купола. Но в России со временем "шапочки" стали принципиально иными - более выпуклыми, более выраженными.
Так от едва округлой, почти приплюснутой поверхности купола, вверх взметнулись шлемовидные купола, напоминающие военные головные уборы.
Мода на луковицы
Со временем по всей Руси пандативные византийские купола почти полностью были вытеснены куполами-луковками.
Академик Борис Рыбаков, изучая тему появления странных округлых куполов пришел к выводу, что луковичные главки ставили на Руси уже в XIII веке. Правда, таких церквей не сохранилось. А специалист по древнерусскому зодчеству Сергей Заграевский, автор известного исторического романа «Архитектор его величества», обнаружил упоминания о луковичных главах в летописях XII века! То есть "луковичный" купол возник вслед за распространением на Руси христианства, возможно, и раньше.
Как в Кувуклии, и только
Некоторые ученые считают, что купол типа "луковица" имеет для российской храмовой практики важное религиозное содержание. Это повторение священного элемента часовни над Гробом Господним - Иерусалимского кувуклия. В 11 веке над ним была луковка, в 14 веке ее упростили до жёсткой византийской формы, и сегодня в кувуклии снова "классическая глава" луковичной формы.
Лук с морковкой с одной грядки, да не одинаково сладки.
Довольно злобно прошелся по "восточной зависимости" Руси шотландец Фергюсон:
"Татары принесли с собою луковичную форму купола, русские приняли её и держатся за неё до сих пор, не замечая, что это есть символ порабощения их расою, которую они презирают. За исключением одной этой формы, архитектура их не более, как слабая, негодная копия с византийской".
На это часть ученых возражает, что "купол - он и в Африке купол". Сам по себе купольный тип крыш никакое не ноу-хау и не примета мусульманского зодчества, тем более, что и османы, и персы, и индусы купольное строительство почерпнули в Византии.
Более радикальных взглядов придерживался академик Алексей Новицкий. Он был убежден в национальной идентичности русского луковичного купола и его коренном отличии от восточного. Персидский и индийский типы куполов имеют другую форму - это зависит от кладки. Если свод вести к основанию - получается очень устойчивая чашечной формы крыша. Луковица же - форма неустойчивая, ее приходится фиксировать стропилами специальным образом на "барабане", значит, по какой-то причине русские зодчие специально искажали форму ровного чашечного купола и выводили его в специфическую конфигурацию:
"Форма же луковицы как раз обратна этому требованию и никакой устойчивости иметь не может. Она может быть исключительно декоративной формой и быть построена или в виде глухой главки, или же при помощи стропил". Академик А. Новицкий.
Алексей Петрович считал, что луковичная форма русских куполов - явление самобытное, обусловленное климатом России: снега не задерживаются на такой форме, дожди не отягощают купол весом.
Кстати, луковичные элементы в начале 20 века были популярны в индивидуальном строительстве. Они идеально справлялись с осадками и позднее были переосмыслены в гибкие, плавные формы модерна с "русским духом".
Представьте себе, проекты были дешевы...
Подвожу итог:
- вопрос, почему купола на русских церквях смахивают на арабские, можно и переиначить: почему арабские похожи на русские?
- можно дополнить вопрос заголовка уточнением: а похожи ли? Ибо луковичные купола - специфическая деталь, характерная для зодчества России. И я склоняюсь к мнению Новицкого - это эстетически элегантная деталь, сложной конструкции, не упрощенная до "кокосов" арабских куполов, самобытная. Русские купола - это купола без арабских напевов. Свое. Родное.