Уверена, что при чтении текстов вы обнаружили странное и непривычное деление на слоги. Я удивилась, ужаснулась. Как так возможно, ребенку давать читать тексты с неверным делением на слоги. Почитала отзывы: не одна я обнаружила этот нюанс, другие покупатели тоже, на что издательством был дан ответ следующего плана:
"Слогораздел в книге полностью соответствует правилам московской филологической концепции, разработанной Р. И. Аванесовым (новая школа). В настоящее время ее чаще всего используют в школах. Слогораздел, который вы ожидали увидеть в книге – Ленинградская (старая) школа, которая сейчас используется реже. Обе концепции слогораздела одинаково правильные и существуют параллельно."
Я решила изучить информацию о школе Р.И. Аванесова в интернете и обнаружила, что профессор является известным лингвистом. В своих исследованиях он утверждает, что русский язык имеет тенденцию к открытым слогам, то есть слогам, оканчивающимся на гласные. Это интересная теория, но она не имеет прямого отношения к обучению детей в школе. Лингвистическое деление - это строгий научный подход, который может быть сложным для понимания маленькими детьми.
Давайте представим, что нужно разделить на слоги слово "чувствовать".
Делим его по-научному: чу/вство/вать - при таком делении, ребенок не услышит в слове согласную "В". Попробуйте сами произнести по слогам и эта буква потеряется. Таким образом начинающий читатель при письме будет терять букву и делать ошибку при письме.
Другое дело если мы делим в соответствии с "Ленинградской (как ее назвали в издательстве) школой": чув/ство/вать - здесь четко проговариваются все буквы слова.
Еще один нюанс: все в школе проходили и проходят правила переноса, а они основаны на "закрытых слогах" мы не можем перенести у-тка, мы должны иначе разделить слово ут-ка.
К чему я все это пишу? В нашей школе есть проблемы с обучением чтению и письму. У нас почему-то растет число детей с дислексией и дисграфией. Вся беда в том, что после распада СССР наша школа стала экспериментальной площадкой для многих нововведений.
Мало того, что у учеников голова кругом идет, так еще издательства добавляют проблем. Возможно редакторы выдающиеся лингвисты и филологи, но передать книгу на рецензию и правку любому преподавателю начальной школы не составило труда.
Я бы с радостью рекомендовала эти книги, если бы они не вводили в заблуждение начинающих читать детей. При таком "новом" подходе деления на слоги многие дошколята не зафиксируют с помощью зрительной и слуховой памяти половину орфограмм языка.
Задача - научить детей читать и писать. Деление на слоги с согласной (где это возможно) на конце - самый удобный и педагогически верный и проверенный годами способ. Оставьте классику, она эффективна.
В последние годы изучение звуков начинается с первого класса. Это может быть сложно для некоторых детей. Некоторые дети начинают писать букву ю как "йу", потому что на эти звуки разделяется буква.
Чудесно, когда ребенок легко усваивает буквы, слоги и слова. Не все так могут, зачем вносить путаницу в детские головы.
Прошу родителей дошколят, при выборе книг быть очень внимательными и читать тексты, которые предлагаются в изданиях. Деление на слоги должно быть таким, как мы переносим слова.
Выражаю благодарность А.А. Косенко, психологу, педагогу дефектологу, за консультацию. Часть информации взята из его книги "Алгоритмы обучения грамотности".