Все мы учимся читать. Какие книги лучше всего подходят для чтения по слогам? Давайте это обсудим!
С раннего детства нас знакомят с буквами, потом со слогами и дальше эти слоги превращаются в слова.
Сейчас много теорий и методик обучения детей навыку чтения. Большая их часть обязательно делает акцент на слоговом чтении. Существуют отличные таблицы слогов, с помощью которых ребенок до автоматизма может отработать слитное произнесение звуков, что поможет ему в дальнейшем.
Учиться читать по слогам нужно для того, чтобы:
- развивать звуковую осведомленность, которая необходима для правильного произношения слов;
- облегчить понимание прочитанного - ребенок может разделить слово на более мелкие и понятные части.
- увеличить словарный запас - ребенок узнает новые слова, разбивая их на слоги.
- улучшить беглость чтения - проще переходить от одного слога к другому.
- развить грамотность, так как чтение по слогам может помочь понять правила чтения и написания слов.
Техническая сторона вопроса
Вся теория прекрасна, пока не появляется практика! Издательства выпускают много различных книг для обучения чтению. Вариантов немеряно, в книжном магазине можно заночевать, выбирая подходящее вашему потомку издание.
Что же важно при выборе?
Шрифт: его размер, он должен быть крупным; буквы без различных хвостиков и прочих украшательств. Вспомните советские буквари, все буквы четкие, прямые и ровные.
Способ разделения слова на слоги: самое лучшее - вертикальными чертами (можно косыми) - вспомним опять-таки буквари 80-х годов. Ниже пример.
Если мы сейчас посмотрим на ассортимент книг для чтения по слогам, то сплошь и рядом дефисное деление. Ниже пример.
Я очень хорошо понимаю издателей, которым технически проще делить слова именно дефисами! Сложнее и более трудоемко использовать вертикальные палочки - все это кропотливый труд.
Проблема дефисного разделения. Дефис - это элемент письма, при разбивании слова дефисом мы сбиваем ребенка. Слово становится рваным, растянутым и как быть со словами "как-то", что-либо" и прочими.
Для лучшего восприятия хорошо, когда введен знак, который не является элементом письма и помогает делить слово даже с дефисами (например, кто/-/то/).
Что на "книжных развалах"?
Я решила поискать книги по чтению с делением на слоги или слешами (/) или вертикальными палочками (|). Пересмотрела очень много различных книг с правильным делением слов на слоги. В основном делят с помощью дефиса.
Но вот мне повезло, издательство "Феникс-Премьер" предлагает сразу серию книг для чтения по слогам разного уровня. Моей радости не было предела! Заказала, открыла посмотреть! Прекрасные вертикальные палочки. Хорошие картинки, но книги оказались с сюрпризом.
Очень красивые, приятные книжки: хорошая бумага, рисунки, слова, разделенные вертикальными палочками, простые тексты и знакомые маленькому читателю сказки.
В первой ступеньке коротенькие тексты, чтобы ребенок не утомлялся. Заметьте, шрифт без лишних закорючек, понятный и четкий. В первой ступеньке я бы сделала его крупнее и междустрочный интервал увеличила. Но в общем такой вариант тоже принимается.
Здесь уже текст длиннее, чуть сложнее, но также остается деление по слогам. В этой книге, я бы тоже увеличила интервал междустрочный, чтобы избежать визуального сплошного забора.
Ступенька 3 содержит уже большие тексты-сказки, но уже детям знакомые. Тут уже предмет для гордости, что прочитал две, три страницы!
Как я писала выше, книжки с сюрпризом.
Предлагаю прочитать тексты в картинках именно по слогам, как разделено.
И теперь вопрос.
Не возникло ли при чтении некоторого ощущения, что что-то не так?
Продолжение статьи смотри здесь