Найти тему
Ваш дошкольник

Формирование связной речи у дошкольников с нарушением слуха через наблюдение за природой

Нарушение слуха в дошкольном возрасте оказывает сильное влияние на последующее развитие ребенка. Как отмечал Л. С. Выготский, развитие ребёнка с нарушением слуха подчиняется закономерностям развития в норме, но далее возникают качественные и количественные своеобразия.

Проблема в том, что ребёнок с недостатками слуха по сравнению со слышащими сверстниками не начинает говорить сам, без обучения, и его развитие, протекающее без слов, ограничено. Ребенку сложно что-то сказать, объяснить. Его нужно специально учить говорить и понимать речь. По определению Л. П. Носковой и Л. А. Головчиц «целью современной системы речевого развития глухих и слабослышащих дошкольников является формирование у них словесной речи в контексте развития и коррекции всей познавательной сферы».

В процессе специально организованных наблюдений в природе, как нигде, малышам предоставляются уникальные возможности для активного познания окружающей действительности, в полной мере удовлетворяются их потребности в движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с миром природы, в новых, ярких впечатлениях, в свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками.

Таким образом, создаваемые условия обеспечивают развитие сенсорной культуры, развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, формирование математических представлений, расширение кругозора, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование видов деятельности, обеспечивающих социальную успешность, интеграцию в обществе слышащих, сохранение и укрепление здоровья, обогащение словарного запаса.

Все этапы формирования и развития устной речи детей с нарушением слуха взаимосвязаны между собой и реализуются в каждой возрастной группе. Так в младшей группе основное внимание уделяется задаче обучения глобальному чтению табличек, сопряжённому проговариванию, запоминанию письменного контура слова, подготовке к овладению дактильной азбукой. Все эти процессы проходят неразрывно с накоплением чувственного опыта, развитием слухового восприятия, расширением знаний и представлений об окружающем мире.

В средней группе, одновременно с усвоением дактильной азбуки, у детей начинается интенсивное накопление словаря. Коррекционная работа направлена на обучение правильному пониманию слов и их употреблению, расширению активного словаря детей. В этой группе продолжается работа по формированию обобщающих понятий. Проводятся длительные наблюдения, например, за ростом и развитием растений на земельном участке.

В группе старшего дошкольного возраста ведущей задачей в развитии устной речи является обучение навыку построения предложений, на их основе описаний, уточнение понимания смысла слов, активизация лексики. У старших дошкольников длительные наблюдения занимают основное место: дети следят за развитием растений из семян, превращением насекомых, сезонными изменениями.

В системе обучения детей с нарушением слуха используются разные формы словесной речи:

· устная форма речи (генетически обусловленная);

· письменная речь (вспомогательная на раннем этапе овладения);

· дактильная форма речи (специфическое вспомогательное средство овладения речью).

Таким образом, продуманная система организации наблюдений за объектами и явлениями живой и неживой природы, подкреплённая использованием методически обоснованных приёмов и методов формирования и развития речи, использование разных форм речи у дошкольников со слуховой депривацией, актуальна и востребована в работе специальных дошкольных учреждений.

Правильная организация чувственного восприятия объектов природы обеспечивает формирование и развитие у детей с нарушением слуха отчётливых представлений о животных, растениях, сезонных явлениях природы, которые послужат прочным фундаментом для обогащения словаря, а вместе с ним формированием связной речи и развитием логического мышления. Опыт показал, что при формировании речи у детей с нарушением слуховой функции необходимо учитывать закономерности развития речи нормально развивающихся детей и влияние нарушения слуха на ход этого процесса в условиях слуховой депривации.

У детей с нарушением слуха к старшему дошкольному возрасту словарь оказывается достаточно накопленным, но они не владеют достаточно сформированным навыком построения связного высказывания. В связи с этим, при отборе речевого материала для использования в процессе активных наблюдений в природе и в целом на прогулке я соблюдаю следующие условия:

· многократную повторяемость речевого материала в различных ситуациях.

Основные знания об окружающем мире дети получают на занятиях, а прогулка используется как закрепление, уточнение, расширение полученных знаний. Наблюдение – это сложный вид деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребёнка. Множество потребностей возникает у детей в процессе общения с взрослыми и друг другом. Учитывая то, что коллективные формы деятельности, такие как наблюдения объектов и явлений природы насыщены разнообразными отношениями, стараюсь обозначить их языковыми знаками. Перед началом прогулки в старшей группе:

1. делаю сообщения;

2. использую постановку вопросов;

3. даю задания;

4. требую отчёта о проделанном действии

Для этих приёмов работы использую опорные таблицы последовательных вопросов:

Куда мы сейчас пойдём? (Мы пойдём на прогулку).

Что мы будем делать? (Будем одеваться).

Что ты наденешь сначала? (Сначала я надену кофту и штаны).

Что ты наденешь потом? (Потом я надену шапку, куртку, сапоги)

Что ты сделал(-а)? (Я надел(-а) кофту и штаны. Я оделся(-лась)

В результате ответов на вопросы и отчёта о проделанном действии формируется связное высказывание. Такой же алгоритм использую по окончании прогулки. Ни одно речевое высказывание не заучивается. Повторяемость речевого материала в однотипных и сходных ситуациях приводит к его постепенному запоминанию в контексте реальной обстановки.

Ежедневно провожу запланированные наблюдения за погодой. В качестве подготовительных упражнений при формировании навыка описания погоды использую календарь природы. При описании каждого признака погоды ребёнок выбирает карточку-схему и в определённом порядке выкладывает на наборном полотне. Далее называет признаки, используя доступную на данном возрастном этапе форму речи.

Так уже с младшей группы постепенно начинаю использовать описанный выше метод наглядного моделирования. Если сначала схемы-модели признаков природных явлений просты и конкретны, часто в цветном исполнении, то в старшей группе изображения на карточках описания погоды графичны. В предлагаемом мной варианте используется описание четырёх признаков погоды:

1. Облачность (ясно, пасмурно, облачно).

2. Температура воздуха (мороз, холодно, тепло, жарко).

3. Осадки (идёт дождь, идёт снег, нет осадков).

4. Сила ветра (дует сильный ветер, дует слабый ветер, ветра нет).

На протяжении всего времени прогулки постоянно уточняю и закрепляю данные, полученные не только в ходе организованных фронтальных наблюдений, но и в процессе индивидуальных наблюдений по инициативе ребёнка. Наблюдательность предполагает умение слушать, активно воспринимать услышанное. А у детей с нарушением слуха это составляет главную проблему. Удержать внимание ребёнка-дошкольника очень непросто. В практике своей работы стараюсь организовывать наблюдения яркими, интересными содержательными, длительностью не более 7-10 минут.

В рамках «Презентации опыта проведения режимных моментов» для методического объединения педагогов дошкольного отделения мною было представлено «Наблюдение за елью зимой» в старшей группе. (Фото) Для поддержания интереса к ежедневным наблюдениям я предложила детям корзинку с шишками, новый объект для ознакомления. Используя проблемно-поисковый метод, дала возможность детям определить объект наблюдения. Такой приём позволяет стимулировать детей к формированию диалогической речи. В диалоге ребёнок учится воспринимать собеседника с опорой на ту или иную форму речи (по табличке, устно-дактильно, слухо-зрительно, зрительно, на слух). На данном наблюдении для распознавания ели использовала разрезную картинку с лишними элементами. Этот приём побуждал ребят задавать вопросы, выражать утверждения и отрицания, общаться друг с другом. Описание ели проводила по схеме «Строение растения». Данную схему использую в старшей группе для описания дерева, кустарника, цветка. Строение цветка также закрепляю при помощи изготовленной дидактической игры «Собери цветок», которую можно использовать в условиях наблюдения во время прогулки.

Наблюдения за птицами и животными на участке делают прогулку более содержательной не только в воспитательном отношении, но и дают возможность закрепить речевой материал, полученный на занятиях по развитию речи. В наблюдениях за животными и птицами активно использую загадки, с помощью которых дети вспоминают названия животных, их повадки, характер питания. Для рассказа о животном в старшей группе использую схему описания животного. Не упускаю возможности обратить внимание на внешний вид, поведение животного (кошки или собаки). В данной ситуации использую готовые таблички или магнитную доску для написания незнакомого слова. Этот приём знакомства со значением слова в конкретной ситуации является действенным, обеспечивает непроизвольное запоминание названий, обогащая словарный запас ребенка.

Планируя наблюдения за живой и неживой природой, использую материалы своей работы по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников с нарушением слуха в различных видах детской деятельности». Одним из результатов этой работы стало создание пособия «Экологическая тропа», своеобразной карты, где обозначены несколько тематических маршрутов для прогулок и наблюдений на территории школы. На основе пособия планирую ряд наблюдений в живой и неживой природе. К выбору маршрута привлекаю детей старшей группы при помощи постановки задачи. Например: «По какому пути нужно пойти, чтобы увидеть муравейник или встретить кошку?» В моей практике различные моменты работы с «Экологической тропой» создают хорошие условия для речевого развития детей, а усвоение слов и фраз связано с непосредственной деятельностью ребёнка, его чувственным опытом.

Считаю важным осуществлять усвоение речевого материала с познанием свойств предметов путём их рассматривания, привлечения тактильно-двигательной чувствительности, обоняния и осязания. В этой связи показательной стала деятельность детей и взрослых, родителей по сбору растений для оформления гербария. Такая практическая работа детей дала прогнозируемый результат. Ребята обогатили свой активный словарь многими названиями растений, неоднократно вовлекались в ситуации общения со взрослыми, родителями и друг другом. Многократное повторение речевого материала способствовало его запоминанию и стимулировало общение при использовании продукта своей деятельности в жизни.

Наблюдение во время прогулки тесно взаимосвязано с остальными её компонентами. В своей работе учитываю, что выбор объекта наблюдения предполагает неоднократное уточнение названий, действий, описаний на остальных этапах:

· трудовой деятельности;

· игровой деятельности;

· индивидуальной работе;

· самостоятельной деятельности детей.

Свою задачу на каждом этапе вижу в поддержании у детей стремления замечать изменения в природном окружении, а если что-то упущено – привлечь внимание, не оставляя это на потом.

Содержание прошедшей прогулки использую как тему рассказа, который составляю вместе с детьми. Такая форма работы позволяет актуализировать знания, чувственный опыт, практические действия, впечатления детей, полученные на прогулке. Для составления рассказа важную роль играет правильный отбор упорядоченных по смыслу и структуре речевых средств, которые должны многократно повторяться.

На начальном этапе обучения составлению рассказа использовала таблицу последовательных вопросов. Когда дети усвоили последовательность построения рассказа, предложила им текст с незаконченными предложениями также в виде таблицы. Например: «Мы были … (на прогулке, экскурсии). Во время (прогулки, экскурсии) мы… (наблюдали, играли, подметали дорожку). Наблюдали за … . Узнали, что … . Играли в игру … . На прогулке мне понравилось …(бегать, прыгать, играть в песочнице и т. д.). Я пришёл с … (хорошим, плохим) настроением». Таким образом, я убедилась, что описание увиденного, составление рассказа о нём имеет большое значение для развития связной речи детей, закрепления представлений, выявления знаний детей и степени оперирования ими словарём.

Исследовательскую деятельность по вопросу формирования связной устной речи у дошкольников в процессе наблюдений была взята группа детей второго года обучения в составе девяти человек. В ходе проведенной работы с детьми была выявлена способность детей к самостоятельному построению устных высказываний, стремление употреблять в своей речи больше прилагательных, глаголов. Ребята научились выделять признаки предметов, их рассказы стали более полными, увеличилась информативность высказываний, связность речи. Вместе с тем, в ряде случаев детям требуется опора на готовый речевой материал (таблички), использование дактильной азбуки, а иногда и жестовой речи.

Из проведенных бесед с родителями, я отметила, что большинство из них осознанно подходит к применению предлагаемых мной приёмов наблюдения за природой, охотно делится успехами в развитии речи своих детей. В то же время, я учитываю опыт родителей в своей работе.

Эффективность работы по развитию речи у детей с нарушением слуха во время активных наблюдений объектов и явлений природы в значительной степени определяется мотивацией их деятельности, заинтересованностью в процессе овладения знаниями. В связи с этим весь дидактический материал, используемый мной в работе по развитию разговорной речи является ярким, красочным, «живым», интересным для детей, в то же время, использование однообразных, «скучных» наглядных пособий снижает эффективность учебной работы.