Найти тему
JAZZIST

Альбом дня: Amalie Dahl, Henrik Sandstad Dalen, Jomar Jeppsson Søvik «Live in Europe» (Nice Things, 2024)

⭐⭐⭐⭐⭐

(Рейтинг: 5 из 5)

Европейская свободная импровизация давно перестала быть непредсказуемой и, как завещал один из отцов-основателей Дерек Бейли, неидиоматической. В ней появилось множество ответвлений со своими четкими правилами игры, отступать от которых большинство не спешит. Несмотря на достаточную жесткость этих правил, результат так или иначе называется «свободной» импровизацией. Тем не менее двигаться дальше (или, скорее, вглубь) тоже нужно, и время от времени на радарах поклонников жанра появляются музыканты, отклоняющиеся от общепринятых стандартов. Именно в эту редкую категорию истинных экспериментаторов попадает трио из Осло, которое комбинирует в своем творчестве самые разнообразные исходные материалы: фри-джаз, свободную импровизацию британского образца, редукционизм, а также использует паттерны из нойз-рока и фразировки из академической музыки.

Альт-саксофонистка Амалие Даль родом из Дании, училась в Тронхейме, живет в Осло. Контрабасист Хенрик Сандстад Дален и ударник Йомар Йеппссон Сёвик — норвежцы. У трио классический джазовый состав и полностью акустический звук. Коллектив совсем еще молодой: его дебютный альбом «Fairytales for Daydreamers» был записан на первом совместном концерте в сентябре 2022 года в Осло, где все трое обитают. Такая схема — первый концерт и последующее за ним издание — в импрове явление частое. Ничто не может заменить свежесть и энтузиазм первой встречи музыкантов в момент, когда они находят себя на одной волне с партнерами. Не менее часто, впрочем, в импрове случается, что коллаборации не доживают даже до следующего концерта. А к полноценной коллективной работе переходят и вовсе единицы. Психологическое давление оказывает и страх «синдрома второго альбома» — в этом смысле импров-музыканты мало чем отличаются от всех остальных. Быть может, поэтому трио решило одним махом перешагнуть известную проблему, издав на втором альбоме аж два полных сета, на 46 и 44 минуты. Иным музыкантам такого объема материала хватило бы на два полноформатника.

У Даль в руках винтажный американский сакс, что уже настраивает наблюдательного слушателя на определенный саунд. Так и есть: ее игра мощна, она играет широким звуком. Но, в отличие от многих фри-джазовых коллег, она при этом не играет только лишь напористо. Амалие деликатно и очень вдумчиво выстраивает импровизацию, расставляя экспрессивные фразы и звуки в пространстве при помощи многочисленных пауз и тишины. Вместе с ней не боятся этих проявлений редукционизма и Дален с Сёвиком. Оба не прочь позаниматься деконструированием фри-импров-фразировки на мелкие детали, а потом выстроить из них ритмические нерегулярные паттерны.

Участники то и дело устраивают переклички и живо реагируют друг на друга — и это важно, потому что многие импровизации до сих пор опираются на готовность в любой момент подхватить идею партнеров. Музыкантам удается сохранять свежесть, экспрессию и необходимое напряжение в спокойные моменты, а потом легко возвращаться к активной игре — задача, которая не всегда под силу даже мастерам импровизации. В структуре композиций заметна старая добрая схема с наращиванием громкости, кульминацией и затуханием. Классическая драматургия используется не в лоб, а с осторожностью: путь прокладывается через промежуточные остановки-размышления с паузами и разреженной фактурой. Это позволяет музыке оставаться прозрачной и легкой для восприятия. На протяжении обоих длинных сетов сохраняется цельность высказывания, а это отличительная черта добротной импровизационной музыки. Отличный релиз, и, что самое главное и удивительное, после полутора часов прослушивания хочется скорее услышать продолжение.

Слушать на Spotify | YouTube | Bandcamp