Да-да, вы все поняли правильно! Правда, конечно, празднуют мексиканцы не сам факт наличия нефти (хотя почему бы и нет?)), но возвращение права на ее использование. Так что 18 марта в Мексике официально объявлено Днем экспроприации нефти – и, более того, еще и полноценным выходным днем😉
Если вы зашли на канал впервые, то представлюсь:
Меня зовут Мария, и я живу в Мехико с мужем-мексиканцем Серхио. На этом канале я рассказываю о Мексике и мексиканцах, а также делюсь впечатлениями и историями из жизни.
Начнем, пожалуй с того, что Мексика является одним из мировых лидеров по добыче нефти. В 2023 году в рейтингах ОПЕК и British Petroleum по количеству добываемой нефти в день страна заняла одиннадцатое место – перед ней США, Саудовская Аравия, Россия, Канада, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Бразилия и Китай. На данный момент добыча нефти осуществляется в девяти мексиканских штатах - Кампече, Коауила, Чьяпас, Чиуауа, Нуэво-Леон, Тамаулипас, Табаско, Пуэбла и Веракрус.
Первая нефтяная скважина, кстати, была пробурена в мексиканском штате Табаско в 1862 году. На тот момент Мексика являлась империей и действующий император Максимилиан Габсбургский издал указ о возможности частной добычи нефти с согласия мексиканского правительства. Оформлялись эти разрешения концессиями, которые выдавались как мексиканским компаниям, так и иностранным – наибольший интерес к мексиканской нефти, конечно же, проявляли американцы. Поэтому, когда к власти пришел проамериканский президент Порфирио Диас, то именно под его началом и было создано американское нефтяное лобби (выражаясь проще - монополия американских компаний на добычу нефти), прикрываемое благими целями бОльших инвестиций в мексиканскую экономику.
Почитать подробнее о том, как Мексика десять лет избавлялась от своего проамериканского диктатора, правившего целых тридцать лет, можно по этим ссылкам:
Порфирио Диаса в Мексике, конечно, до сих пор поминают недобрым словом – а уж в начале XX века его буквально проклинала вся страна. В том числе и потому, что разрушенная почти до основания в ходе десятилетней революции, Мексика была вынуждена восстанавливать свою экономику по кирпичикам, и этому восстановлению сильно мешали заключенные с иностранными компаниями контракты на эксплуатацию национальных ресурсов – в первую очередь, конечно же, нефти.
Поэтому первым шагом в противодействии американскому нефтяному лобби стало принятие в 1917 году Мексиканской конституции, которая разделила понятие «земли» и «недра» - если право собственности на первые могло быть передано частным лицам, то вторые целиком и полностью находились в государственной собственности.
Реакция нефтяных компаний не заставила себя ждать - с помощью дипломатического давления, угроз военного вторжения и средств правовой защиты они попытались аннулировать эту новую конституционную норму. В итоге договорились о том, что норма вроде как остается, но никто ее не соблюдает (спойлер: ой зря они пришли именно к такой договоренности😀))
Первый легитимный (после диктатора Диаса) президент Мексики Альваро Обрегон, пришедший к власти в 1920 году, также предпринимал попытки ликвидировать американскую монополию – дошло даже до краткой остановки дипломатических отношений между США и Мексикой в 1923 году. Более мягкую политику вел следующий мексиканский президент Плутарко Элиас Кальес – при нем обе стороны пошли на уступки и создали подобие хрупкого мира, при котором американские компании вернули обратно уволенных в знак протеста против политики президента Обрегона рабочих, а Мексика в ответ признавала права американских компаний на земли (это важно!), купленные до 1917 года.
Все изменилось в середине 1930-х годов, когда очередным президентом Мексики стал Лазаро Карденас дель Рио, которого современные историки оценивают как одного из самых выдающихся мексиканских лидеров.
Сначала по его инициативе был создан в 1935 году Профсоюз мексиканских нефтяников, члены которого выкатили своим работодателям весьма революционные требования – одним из них, например, была обязанность работодателя повышать работникам зарплату исходя из прогрессивного роста собственного дохода, а не из рыночной стоимости оплаты труда. Проще говоря, по требованиям профсоюза, чем богаче была компания, тем больше она должна была платить своим работникам.
Работодатели в ответ на это, цензурно выражаясь, удивились, и стороны вступили на путь длительных многомесячных переговоров, которые то и дело находились под угрозой срыва, но по инициативе правительства (!) все-таки каждый раз возобновлялись.
Правда, вся эта история с рабочими оказалась весьма хитрым тактическим ходом президента Карденаса, который, в то время как компании были вовсю заняты процессом переговоров, не намереваясь уступать «обнаглевшим» работникам, под шумок инициировал принятие в 1936 году Закона об экспроприации, суть которого заключалась в том, что правительство теперь получало право экспроприировать любую собственность, если того требовали общественные интересы (с выплатой владельцам компенсации, но все же).
Прозевавшее принятие закона лобби, естественно, подняло шум – дошло до переговоров между президентами США и Мексики, в ходе которых Джозеф Дэниелс выразил сеньору Карденасу обеспокоенность возможным нарушением интересов уважаемых людей😉 Карденас на это заверил его, что контролируемые иностранным капиталом отрасли промышленности действие закона не коснется.
Американского президента эти слова тогда успокоили – и совершенно зря. Потому что 18 марта 1938 года мексиканский президент Лазаро Карденас дель Рио издал и огласил по радио указ о национализации нефтяной промышленности в Мексике – в тексте указа президент сослался и на злополучный закон 1936 года, и на уже забытую всеми Конституцию Мексики 1917 года – ту самую, которая разделяла право собственности на земли и на недра.
Указ заключался в законной экспроприации машин, установок, зданий, нефтеперерабатывающих заводов, распределительных станций, судов, трубопроводов и всего движимого и недвижимого имущества 17 компаний, а также их дочерних или дочерних компаний. Ну, и в национализации нефтяных ресурсов (можно еще раз подчеркнуть - недр)), конечно😀
Надо сказать, что Карденас не был так уж коварен, поскольку после принятия закона 1936 года он все-таки предложил американским нефтяным компаниям пересмотреть условия заключенных контрактов и ввести выплаты и в пользу собственника ресурсов. Но те отреагировали очень резко, как всегда, угрожая увольнением мексиканских рабочих и охлаждением дипломатических отношений с США. Хотя, собственно, после экспроприации эти отношения все-таки тоже охладели)
7 июня 1938 года, почти через 3 месяца после экспроприации, была основана полугосударственная компания Pétroleos Mexicanos (Pemex), наделенная необходимыми полномочиями для выполнения всех работ по разведке, разработке, переработке и сбыту нефти – она функционирует до сих пор.
Так что, благодаря президенту Карденасу Мексика вновь стала хозяйкой своих же ресурсов, а ее граждане получили законный выходной день, что тоже, в общем-то, неплохо😀 Вот такой вот необычный мексиканский праздник!
Что еще можно почитать на моем канале:
По ком звонит колокол