Найти тему
Новый человек

Механизм отказа от себя настоящего: формирование реакции на примере нарциссов

Согласно психоаналитической теории, формирование реакции – это защитный механизм, при котором отвергаются неприемлемые или угрожающие импульсы. Они заменяются в сознании своей полной противоположностью.

Так что, если вы чего-то сильно желаете, даже неосознанно, и не можете этого получить или если это приведёт к потере любви своей матери, тогда вы бы отвергли это желание, вы бы подавили их и заменили на полную противоположность – отсутствием желания, и, следовательно, отсутствием бытия – отсутствием присутствия.

Небытие нарцисса – это его реакция на своё существование, потому что его существование воспринималось родителями как что-то плохое, неприемлемое для них. Это и есть формирование плохого объекта. Существование нарцисса в детстве воспринималось родителями как вызов, как что-то неправильное.

Ребёнок, защищаясь, научился хоронить своё существование и заменять его полной противоположностью – отсутствием, что именно и является механизмом, лежащим в основе формирования реакции.

Ребёнок, защищаясь, научился хоронить своё существование и заменять его полной противоположностью
Ребёнок, защищаясь, научился хоронить своё существование и заменять его полной противоположностью

Так, например, при типичном формировании реакции, если человек латентный (скрытый) гомосексуалист, он становится гомофобом. Благодаря символической взаимосвязи между бессознательным желанием и его сознательной противоположностью внешнее поведение обеспечивает замаскированный выход для тенденций, которым оно, как кажется, противостоит.

Таким образом, формирование реакции – это особая форма защитного механизма, в котором целью инстинктивного влечения, например, негативного влечения к разрушению или чтобы всё испортить: позитивное стремление к любви, слиянию, быть любимым – приводит к ошибкам. Цель инстинктивного побуждения трансформируется.

В модели Фрейда это происходит по велению Суперэго, но цель трансформируется в прямо противоположную. И это изменение относится ко всем объектам внешней реальности. В то время как нарциссический ребёнок учится подавлять свою независимость, свою зарождающуюся личную автономию, свою свободу воли, свои границы, он учится подавлять, отрицать, игнорировать и пренебрегать своими желаниями, потребностями и мечтами по отношению к своей матери, а позже и к отцу.

✅ По мере того как этот ребёнок растёт, он учится делать то же самое со всеми. Постепенно эта реакция закрепляется и распространяется уже на все сферы жизни. Всё начинается с одной формы отрицания и замещения, отрицания влечения, желания, побуждения, отрицания влечения и их замещения – замена на прямо противоположную.

Ребёнок становится ходячим и говорящим реактивным образованием
Ребёнок становится ходячим и говорящим реактивным образованием
И всё начинается с одной вещи, а затем, научившись этому трюку, ребёнок, взрослея, применяет его ко всем и вся. Ребёнок становится ходячим и говорящим реактивным образованием. Происходит процесс обобщения. Формирование реакции приводит к окончательному изменению личности.

Вновь сформированные черты характера обеспечивают раз и навсегда успешное подавление. Формирование реакции следует отличать от трёх взаимосвязанных защитных механизмов. Один из них известен как «деструкция» (уничтожение).

✅ Деструкция – это как бы более масштабное воспроизведение процесса формирования реакции, и о нём мы поговорим в следующий раз. Все эти механизмы формируют поведение и саму суть не только личностных расстройств, но и вполне здоровых граждан, но живущих по какому-то заколдованному кругу.

Берегите себя

Всеволод Парфёнов