Советский Союз перестал существовать. На осколках великой империи возникли новые государства. И два из них будут упоминаться в моих дальнейших повествованиях. Это Республика Беларусь и Республика Украина.
Как уже говорил в других частях, жил я совсем рядом возле трассы М-20. Проходила она от Одессы, через Украину с юга на север. Далее пересекала Беларусь. Следовала через Псковскую область, и конечным пунктом был Ленинград. По ней в разных направлениях ежедневно, днём и ночью, помимо личного транспорта и автобусов, гоняли фуры, длинномеры и прочая техника дальнобойщиков. Движение нон-стоп.
Таможенные пункты на границе РФ - Беларусь, РФ - Украина, уже были. Но строгого контроля в те времена ещё не было. Там требовали лицензии, накладные и прочие документы и сертификаты только на коммерческие грузы в больших объёмах. Вагоны, составы, фуры. И без проблем пропускали и автобусы и личный транспорт.
В отделившихся Беларуси и Украине, дела в продовольственном плане, были гораздо лучше, нежели в РФ. У нас всё также была талонная система и пустые полки в магазинах. А на рынках, цены вообще улетали в космос. В РБ, магазины были завалены колбасой, молоком сметаной и прочим съестным. Российские области по соседству, устраивали туда продовольственные шоп-туры.
Сладкая тема.
А вот Украина....
Там также продуктовая корзина была гораздо более наполненной как по содержанию, так и по разнообразию ассортимента в сравнении с Российской.
Но самое интересное для нас было в том, что сахар там стоил к началу лета 1992 года - 15-20 рублей, а в России такой же сахар стоил уже от 65 до 80 рублей за килограмм. Это был поистине прорывной бизнес с барышом в сотни процентов.
Узнали мы об этой схеме в начале лета 1992-го, во время последней своей поездки в Белгородскую область, где на ночлеге пообщались с водителями фур, гонявших на Украину за сахаром. Тогда же, сильно загоревшись сладкой темой, мы с Цыганом стали подумывать, как бы вывести лес на Украину. Обменять его там на сахар, и получить сверхприбыль в России. Возможно, возьми мы ещё дополнительно пару сотен кредита (а доверие от банка у нас было). Купи этот сахар за наличные деньги в количестве 10-15 тонн, то мы бы заработали в России около миллиона рублей. Но мы тогда об этом не подумали, и решили пилить лес. Действовали так, как нас научил наш лесной бизнес.
В середине июля мы созвонились с продавцом в Невельском районе о покупке круглого леса в объёме 50 кубометров. Договорились о дне приезда.
До этого мы закупали лес у двоих, уже хорошо знакомых нам, и проверенных продавцов в Пушкиногорском районе. Мы знали про качество кругляка, где рядом пилорамы, кого нанять на работы на погрузке и разгрузке пиловочника. Всегда нужен был трактор с подъёмным рукавом, 1 или двое подсобников, и конечно же рамщик. Мы с Цыганом также принимали активнейшее участие в полном цикле распиловки. Были стропалями на погрузках-разгрузках. Окорщиками брёвен (для предохранения зубьев пил, желательно, что-бы бревно подавалось на распиловку с удалённой корой). И проводили весь спектр работ с кругляком от эстакады, и до укладки в штабеля готовой продукции (досок или бруса). Обычно 40-50 кубометров мы прогоняли за 2, реже за 3 дня. Для оплаты трактористу и подсобнику, использовались деньги и жидкая волюта (водка и самогон).
Помню, что "первая партия" готового для бартера пиломатериала в феврале 1992-ого, нам обошлась вместе с перевозкой в 7000 рублей. А предпоследний рейс, через полгода вышел для нас уже 40000 рублей. Примерно за один и тот же объём. Представляете, как неудержимо скакали цены?
Так как Цыган был с Украины. Он созванивался с сестрой в Винницкой области о ценах на сахар. Она работала в сельмаге и была в курсе ценообразования на Украине. Напомню, что узнав про 400% выгоды, за сахар с Украины. Мы сразу забыли про наших ростовских и белгородских партнёров. Всецело переключились на "золотой" рейс в Украину.
Деревня Опухлики и Опухлики -2 и пионерлагерь Звёздный.
Лес который нам предстояло купить, находился за 140 км. от нашей деревни. Маршрут до города Невель на автобусе. Далее до деревни со смешным названием Опухлики. Это в Невельском районе Псковщины. Курортное место. Пионерлагеря, санатории, пансионаты и турбазы вокруг озер Большой и Малый Иваны.
Продавец Александр жил на территории пионерлагеря "Звёздный". Он его жена и двое дочек дошколят занимали ведомственную квартиру в 4-ёх этажном, панельном доме. Пионерлагерь был закреплён за Мурманским комбинатом "Апатит" и Александр, вместе с женой, работали в нём сторожами. Держали кур, гусей в сарайке за домом. И так же он торговал самогоном и продавал, всё что можно было продать и до чего дотягивался, чтобы перепродать. Человек с активной коммерческой жилой. Но всё же честный в своих сделках. Он выкупил у кого-то лес по-дешёвке, и перепродал нам через объявление в газете. Плюсом было то, что его лес уже находился на пилораме.
Приехав в Невель, мы позвонили Александру. Ждали, ходили осматривали рынок, который был сразу за автостанцией. Через час подъехал Александр на своём Жигулёнке. Сделав какие-то покупки и завершив свои дела, повёз нас смотреть качество леса и пилораму.
Выяснилось, что пилорама эта находится на территории Воинской Части (ВЧ) в деревне Опухлики 2. Более того, она когда-то была частью мобильного военного комплекса для заготовки досок в труднодоступных местах. Если требовалось что-то построить в полевых условиях, в местах со сложной транспортной сетью, такая пилорама была незаменима. Здесь же её сняли с колёс, закрепили корпус в бетонном фундаменте, в одном из технических зданий ВЧ. И из мобильной, она превратилась в стационарную.
Узнали от рамщика, что наши 50 кубов будут распиливаться в лучшем случае дней 5. А вот в худшем .... в 2 раза дольше.
Этот старый пильный агрегат, гораздо менее продуктивный из-за меньшей мощности, чем у обычных стационарных пилорам, с которыми мы обычно имели дело. Нас это огорчило и мы приуныли. Ведь когда Цыган последний раз звонил сестре по поводу цены на сахар, она сообщила что сахар на Украине вырос в цене чуть не в 2 раза. То есть стал доходить до тридцати рублей за килограмм. И неизвестно, будет ли спад или нет в ближайшем будущем? На Украине, совсем скоро должны были собирать новый урожай сахарной свёклы. Но лето выдалось очень жарким и без дождей. Из-за этого можно было прогнозировать дальнейший рост цены на сахар. И поэтому, нам хотелось распилить наш кругляк как можно быстрее и уехать, на Украину, пока ещё такие цены.
Тракториста, и подсобника нам представил рамщик. Это жители деревни в которой располагалась ВЧ. Тракторист работал исключительно за деньги, а подсобник Вася хотел пить горькую и только тогда работать. Рамщик был неторопливый, пожилой мужчина под 50 лет. Мастер своего дела, но вот пилорама ему досталась на обслуживание, уж больно ущербная.
Уже с утра следующего дня, 19 июля 1992 года, пошёл процесс распиловки. Отработав пару дней, пилорама стала ломаться. Не удивительно, она была старая, всё было довольно изношено. И бывало, что мы днями находились в простое. Самогонку мы покупали у нашего продавца Александра. Так же за деньги он выдал нам 2 раскладушки и выделил место для ночлега на кухне. Ну и когда был простой на пилораме, мы помогали ему строить новый курятник. Александр любил деньги, но как я говорил, был довольно честен и можно сказать, принял нас по родственному, устраивая совместные с нами пикники на природе с шашлыками и выпивкой. Ему было интересно знать, как делаются деньги на лесе, и он тонко намекал нам на то, чтобы мы подключили его к нашему бизнесу. И кстати, расстояние от квартиры Александра, до пилорамы было 10 км. И он каждый раз нас отвозил на работу и забирал обратно. Нет. Пару раз мы добирались самостоятельно, он не смог за нами выехать.
Цыган вместе с подсобником Васей выпивали в день по литру самогона. На жаре. А когда человек пьёт на работе, он становится ленивым и нерасторопным. Начинает проявлять излишнюю агрессивность. И эти расслабляющие попойки, били по совместному бюджету. Обычно мы брали на оплату свой самогон, который я строго контроллировал. Но в этот раз брага у меня не доиграла немного, и мы не успели выгнать самогон, и выехали к месту работы, зная что Александр может продать нам свой. Вообщем, всё изначально пошло криво и косо.
Забегая немного вперёд. Мы пилили эти 50 кубов 12 дней, вместо двух-трёх на более производительных пилорамах ранее. У полудохлой пилорамы, то ремни горели, то в двигателе подшипники заскрипели. Раз пришлось весь набор пил менять. Не понос так лишай, то ещё какой-нибудь ремонт с долгим ожиданием нужной запчасти. И чтобы не терять время, и меньше унывать от безделья и тягостных дум, мы находясь в курортном месте, отдыхали больше чем работали. Там помимо Большого и Малого Ивана, было множество озёр поменьше, но ещё более живописных. И это был пик сезона. Третья декада июля. Жара, выпивка, и отдых на озёрах. А нужно было торопиться. А может и не нужно.
У меня дома уже отыграла брага. Нужно было ехать в Иссу. Выгнать самогон. Договорились что Цыган будет потихоньку пилить с подсобником Васей, когда рамщику доставят очередную запчасть, и запустят пилораму. Мы уже распилили почти две трети брёвен. А мне нужно было 3 дня для выгона 80 литров браги в самогон.
Погожим ранним утром, я выехал с Опухликов до Невеля. И с Невеля до своей деревни. Где-то в обед, я сошёл на остановке в Иссе, и направился в отделение почты. Мне нужно было посмотреть есть ли письма какие для меня?
Ещё в конце весны, я съездил в Питер (там на наше ТОО должны были сделать новую печать). И зашёл в одно из газетных издательств, дать объявление о продаже своего дома. Абонентского телефонного номера у меня в деревне не было. Желающие купить дом писали письма на адрес указанный в объявлении. Я им отвечал также письмами, и уточнял есть ли у них телефон? И если он был, и было желание вести диалог ускоренно, они мне сообщали его. После чего я сам звонил с нашей почты. Такой примитивизм продаж был в те времена.
Так вот ещё раз об инфляции. Те кто читал самую первую часть (введение), должны помнить, что дом свой в начале 1991 года, я купил за 1000 рублей. А сейчас я его выставил за 30000 рублей... Понимаете, насколько инфляция скаканула в стране? Дом стал дороже не в 3, а в 30 раз. Такой скачок цен образовался менее чем за полтора года. Более того, нашёлся покупатель с Ленинграда. внёс залог. Половину суммы больше месяц назад. Сказал, что приедет через 2 недели и пропал.
А до этого я продал станок, сварку и бензорез за 15000 рублей главврачу Опочецкой райбольницы. Почти все эти деньги мы и потратили на последнюю закупку. Станок я покупал ещё в Усинске, накануне отъезда в деревню в одном частном кооперативе за 800 рублей. Вот такие были в то время безумные прыжки цен на всё.
Зайдя на почту, спросил есть ли мне письма? И даже не понял, что мне ответили. Так как одна из находившихся там женщин, как бы между делом бросила.
- А у тебя дом сгорел.