Повествование в Чис. 31 вызывает вопросы относительно природы Бога. Как мог милостивый и сострадательный Бог послать Свой народ на войну отмщения? Как мог Он после сражения с Мадиамом потребовать, чтобы были убиты невинные, какими были дети мужского пола?
Божье требование к Израилю уничтожить мадианитян соответствовало библейским принципам. Рассмотрим некоторые примеры.
1. Бог действительно сострадателен (Исх. 34:6), но Он также Бог, «не оставляющий без наказания» (Исх. 34:7). Нельзя отрицать ни тот, ни другой аспект Божьей природы.
2. Мадианитяне действительно были виновны. Они ввели Израиль в грех!
3. Если Бог наказал мадианитян за их роль в введении израильтян в грех, то Он и Свой народ наказывал, когда они грешили.
4. Божье требование истребить другие народы имело целью не допустить, чтобы они осквернили Его народ. Влияние языческих народов могло привести (да и привело) Израиль к отступничеству в области веры и морали. Повеление истребить и/или изгнать народ Ханаана, когда Израиль завоевал землю, было продиктовано религиозными соображениями, а не расовой ненавистью.
5. В Ветхом Завете действует принцип коллективной ответственности: все общество считается виновным в действиях, которые совершает одна его часть, и каждой части общества вменяется грех всего коллектива. Поэтому те, кто был (относительно говоря) невиновен, час-то страдали вместе с виновными.
6. Нам потому трудно объяснить истребление мадианитян и другие подобные случаи, что мы не до конца понимаем и оцениваем святость Бога. Когда человек нарушает Его святость тем, что грешит против Него или Его народа (что одно и то же), он испытает на себе страшные последствия.
Хотя нам не всегда бывают понятны Божьи пути, мы можем верить, что все, что Он делает (или все, что Он требует), справедливо и правильно. Вместо того чтобы судить Божьи действия на основании нашего представления о том, что правильно, мы должны на Божьих действиях учиться тому, что правильно в Его глазах.