Важнейшая тема безопасности на дорогах - правильная регулировка света фар. От того, насколько грамотно настроено освещение автомобиля, зависит не только комфорт и уверенность водителя за рулем в темное время суток, но и безопасность других участников движения!
Причины для регулировки
Как ни крути, но со временем любые фары требуют корректировки светового потока. Причин для этого может быть несколько:
- Замена лампочки (особенно если новая от сторонних производителей)
- Мелкие аварии или удары
- Замена самой фары
- Естественный износ и старение материалов
- Нарушение центровки кузова (замена амортизаторов, пружин, шин/дисков и пр.)
Если вы видите, что дальность освещения стала хуже, а встречные водители постоянно мигают вам - ни в коем случае не игнорируйте эти сигналы! Небрежная регулировка чревата созданием аварийных ситуаций.
Готовим авто к настройке
Для начала убедитесь, что состояние фар позволяет провести регулировку:
- Стекла чистые и прозрачные
- Лампы исправны
- Отсутствуют механические повреждения
Затем подготовьте машину (по сути нужно просто сымитировать снаряжённое авто, как при повседневной эксплуатации)
- Полностью заправьте бак
- Пусть за рулем сядет человек среднего роста/веса
- Удалите из багажника лишний груз
- Проверьте давление в шинах
- Установите ручной корректор фар (если есть) в положение 0
Регулировка ближнего света
Эта процедура является основной. Для ее проведения понадобится:
- Ровная горизонтальная площадка
- Ровная вертикальная поверхность (стена, ворота и пр.)
- Скотч/мелки для разметки
- Рулетка
- Инструкция по эксплуатации с параметрами настройки (можно посмотреть в мануале по авто)
Сама регулировка состоит из следующих шагов:
- Поставьте автомобиль вплотную к стене или воротам гаража
- Нанесите вертикальную и горизонтальную разметку (мелками или малярным скотчем) на стене на уровне центров ваших фар и посередине автомобиля, проведите через эти крестики линию, и сразу начертите параллельную линию на 5 см ниже
- Ориентируйтесь на величину отклонения луча от производителя (обычно 1-1, 3%, должно быть указано на корпусе фар, 1% - это 1 см на 1 метр отдаления авто, для этого и нужна 2 линия)
- Отгоните автомобиль от стены на 5 метров (можно и на 10, тогда вторую линию чертите соответственно ниже. 1 метр - 1 см)
- С помощью специальных регулировочных винтов (найдите расположение в инструкции авто, обычно они находятся на корпусе фары) совместите световые пятна с нанесенными метками
- Если все сделано верно, лучи фар будут четко попадать в созданные вами контрольные точки (крестики), а верх лучевого потока совпадает с нижней линией
При правильной регулировке световой поток должен освещать путь на 50-60 метров вперед
Настройка дальнего света и противотуманных фар
В случае если ваш автомобиль имеет отдельный дальний свет, его регулировка делается по той же методике, что и ближнего. Разница лишь в том, что пучки должны идти строго параллельно дорожному полотну.
Противотуманные фары настраиваются по вертикали. Важно, чтобы их свет шел строго вдоль дороги, не освещая пространство сверху и по сторонам.
Если после всех манипуляций результат вас не устроил, возможно, проблема серьезнее:
- Окисление/помутнение стекол фар
- Износ деталей подвески/ходовой
- Нарушение геометрии кузова
В таких случаях, к сожалению, без помощи профессионалов не обойтись. Также рекомендуется доверить регулировку фар квалифицированным мастерам, оснащенным специальным оборудованием, так вы точно будете уверены, что все настроено на 100% верно.