Продолжаю рассказ про императорские железнодорожные пути.
Первая часть здесь:
Остановились мы на Александровском заводе, через территорию которого шёл императорский путь к Варшавской железной дороге.
Чтобы попасть на станцию "Александровская" надо сначала пройти по Кузьминскому шоссе полтора километра до Волхонского шоссе. Но это удовольствие на любителя.
Гораздо приятнее прогуляться через Александровский парк. То есть, его нужно пройти его целиком.
Вот до этого входа/выхода у посёлка Александровская.
На въезде в парк стояли Александровские ворота с чугунными пилонами, увенчанными двуглавыми орлами, как положено. Ворота были общие с Баболовским парком. На сегодняшний день сохранился лишь один ржавый пилон.
Караулка у входа не 1909 года постройки, как пишут в некоторых источниках, а послевоенная.
Баболовский парк через дорогу. Входит в ГМЗ "Царское Село".
Здесь заканчивается город Пушкин и начинается посёлок Александровская.
Направо - уже знакомое нам Кузьминское шоссе,
Налево — Волхонское.
Волхонское шоссе названо в честь библейский мудрецов волхвов.
Построено для прямого сообщения между двумя императорскими резиденциями, Царским Селом и Петергофом.
До станции "Александровская" по нему около километра.
На Волхонском, как и на любом другом уважающим себя шоссе, можно красиво перекусить. Но у нас всё всегда с собой.
У посёлка Александровская, расположившегося по обеим сторонам шоссе, интересная история. Когда в Царском Селе решили строить Александровский дворец (по распоряжению Екатерины Второй) и выбрали место, выяснилось, что мешает деревня Кузьмино. Ну, и, переселили жителей чуть в сторону, образовав новую деревню с названием Александровская. Людей, конечно, никто не спрашивал, но отнеслись к ним с уважением: помогли с переездом и обустройством на новом месте. По крайней мере, митингов, перекрытия дорог с требованием "Катя — уходи!" не было.
Должен заметить, что и сегодня люди живут тут тихо и богобоязненно.
А вот и станция.
Вокзал станции "Александровская" построен в 1860-х годах и практически не изменился с тех пор. Это была первая станция от столицы на Петербурго-Варшавской железной дороге.
Но знаменита она не этим.
В мае 1867 года император Александр Второй был на выставке в Париже. И там в него стрелял Березовский. Не Борис Абрамович, а Антон и вообще поляк. Да это и не важно, потому что промахнулся, не сумел войти в историю.
А когда император возвращался обратно, встречать его на станции "Александровская" собралась толпа народа. Люди искренне радовались спасению государя.
И через два года после покушения на станции освятили каменную часовню в память о чудесном спасении императора в присутствии самого Александра Второго.
Рядом поставили караулку для охраны, которая сохранилась до наших дней.
А вот от самой часовни остался один фундамент.
Он не пустует. Приспособили.
Здесь надо пояснить.
После отречения от престола Николай Второй превратился в гражданина Романова и находился под арестом в Александровском дворце. В августе 1917 года его с семьёй на машинах привезли на станцию "Александровская", посадили на поезд и отправили в ссылку в Тобольск.
Дальше вы знаете: крах империи, революция, смута, гражданская война, миллионы погибших. За что Россия должна быть благодарна этому гражданину, как написано на кресте? Он даже семью свою не смог уберечь, не говоря уже о стране.
Зато пострелять беззащитных очень любил. И трофеи в блокнот записывал.
Можете представить себе человека, который ради удовольствия стреляет в кота? Это всё, что нужно знать об императоре Николае Втором.
В здание вокзала небольшая инсталляция "Гражданин Романов убывает в Тобольск". Но назван он почему-то "государем".
Полностью она выглядит так.
Вернёмся к основной теме.
Мы сюда пришли посмотреть на Императорский путь. Смотрим.
Вид в сторону Варшавы.
Вид в сторону Петербурга.
Справа сюда в Александровскую прибывал поезд из Царского Села, от Императорского павильона по первому Императорскому пути. Развернуться он никак не мог, если надо в Петербург, приходилось паровоз переставлять, что занимало время. В Гатчину, пожалуйста.
И вот тогда, чуть дальше в сторону столицы, придумали второй Императорский путь, который позволял из Царского Села сразу заворачивать в Петербург.
А третий путь лишний, если разобраться, пафосный и дорогой. Всё нормально и бесперебойно работало на Варшавской железной дороге.
Ещё раз посмотрим на схему.
Вокруг вокзала тоже полезно и интересно пройтись.
Эхо войны в Пушкине и окрестностях везде.
За вокзалом пруд и очень симпатичное место для отдыха. Прямо то, что надо усталому путнику.
Таким образом, опытным путём мы выяснили, что в Пушкин на электричке можно ездить не только с Витебского вокзала, но и с Балтийского. Единственное, на Балтийском вокзале не все электропоезда подходят. Там нужно выбрать варшавское направление, чтобы по ошибке в Петергоф не уехать.
Вот такая познавательная и тоже время живописная прогулка получилась.
Обязательно попробуйте этот маршрут, увидите много нового.