Содержание:
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования организации социальной работы с приемными семьями в современной России
1.1. Правовой статус приемной семьи
1.2. Проблемы подготовки приемной семьи и ребенка к совместной жизни
Выводы по первой главе
Глава 2. Практика организации социальной работы по сопровождению приемной семьи (на примере Фонда социальной помощи "Планета Детства")
2.1. Программы социального сопровождения приемных семей ФСП "Планета Детства"
2.2. Анализ проблем в организации социальной реабилитации приемной семьи и ребенка-сироты (на примере Фонда социальной помощи "Планета Детства")
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность темы. Семейное законодательство Российской Федерации и Конвенция «О правах ребенка»[1] закрепляют право любого ребенка на получение семейного воспитания и проживание в семье. Несмотря на то, что «на 1 сентября 2018 года в банке данных о детях-сиротах (его ведет Минпросвещения) числятся 47,8 тыс. ребят. это самый низкий уровень за всю новейшую историю России. Например, пять лет назад там было 68,8 тыс. детей. В 2008 году их было 115,6 тыс.»[2], тема работы остается актуальной до тех пор, пока остаются дети, которые в силу разных обстоятельств остались без попечения родителей, потому что всем детям необходимы условия для полноценного развития.
Каждому ребенку необходимо предоставить возможность полностью реализовать свой потенциал. Ему следует обеспечить: максимально возможный уровень физического и психического здоровья, доступ к получению качественного образования, безопасную жизнь и защиту, положительные эмоциональные переживания, чувство того, что его любят и ценят, развитие навыков ухода за собой и решения повседневных проблем, положительное представление о себе самой, развитие навыков межличностного общения и уверенности в различных ситуациях общественного взаимодействия.
Исследуя феномен приемной семьи социологи, психологи, социальные работники и педагоги отмечают, что по сравнению с интернатными заведениями в условиях приемной семьи ребенок более успешно проходит процессы социализации и адаптации к современному социальному пространству, минуя эффект социальной депривации. Жизнь в приемной семье способствует более успешной адаптации детей, поскольку только семья способна обеспечить удовлетворение основных потребностей ребенка, предоставить стимулы для дальнейшего развития, создавать стабильную атмосферу. Если не существует возможности для ребенка жить с родными родителями, лучшая альтернатива – приемная семья.
Степень изученности темы. Вопросы института и правового статуса приемной семьи исследовались такими учеными, как: К.Г. Бернаккиа, Т.А. Герасимов, С.Г. Иванова, В.А. Мальвин, Т.В. Тетерина, О.В. Фетисова, В.А. Цветков, Т.А. Шамолина, И.Л. Шамраева. Различные аспекты социального сопровождения приемных семей освещались в трудах таких ученых, как: В.А. Ассылова, А.М. Афлетонова, А.В. Дзеба, Т.Н. Дорошенко, Е.Р. Елагина, О.В. Заяшникова, К.В. Козорезова, Е.С. Конкина, С.Е. Костина, О.В. Кремезион, Ж.А. Кудрина, И.Г. Кузина, З.И. Лаврентьева, Т.Ю. Лотарева, Е.И. Николаева, Ю.В. Печин, Н.С. Плащинская, И.В. Поставнева, В.Е. Морозов, А.А. Рамих, О.А. Рогожина Т.А. Рязанова, А.Г. Самохвалова, Т.В. Тетерина, М.И. Федорова, С.Ю. Шалова и др.
Актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность, выявленные противоречия и обусловили выбор темы исследования "Организация социальной работы с приемными семьями в г. Волгограде".
Целью магистерской диссертации является исследование организации социальной работы с приемными семьями в г. Волгограде и разработка программы социального сопровождения приемных семей.
В соответствии с целью были определены задачи исследования, заключающиеся в:
- изучении правового статуса приемной семьи;
- выявлении проблем подготовки приемной семьи и ребенка к совместной жизни;
- исследовании программ социального сопровождения приемных семей ФСП «Планета Детства»;
- анализе проблем в организации социальной реабилитации приемной семьи и ребенка-сироты (на примере Фонда социальной помощи «Планета Детства») и разработке программы социального сопровождения приемных семей.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессе содержания и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приемной семье.
Предмет исследования – практика организации социальной работы по сопровождению приемной семьи (на примере Фонда социальной помощи «Планета Детства»).
Методы исследования. Методологическую основу магистерской диссертации составляет совокупность методов и приемов научного познания. Для достижения поставленной цели и решения задач в магистерской диссертации использовались следующие методы исследования:
- теоретические: сравнительный анализ социологической, правовой, психологической и педагогической литературы по проблеме;
- анализ, синтез, обобщение, классификация теорий, фактов, полученных данных для разработки Программы обучения для приемных родителей с целью повышения их воспитательного потенциала;
- эмпирические методы: изучение программ социального сопровождения приемных семей в ФСП "Планет Детства".
Научная новизна исследованиязаключается в разработке Программы обучения для приемных родителей с целью повышения их воспитательного потенциала для ФСП "Планета Девства". Цель программы – усиление воспитательного потенциала приемных родителей, повышение уровня родительской компетентности, которая будет способствовать полноценному и гармоничному развитию приемных детей и самореализации приемных родителей, установлению между ними позитивных отношений.
В результате обучения по Программе, приемные родители усовершенствуют навыки эффективного общения с ребенком, смогут проанализировать причины поведения ребенка, собственные эмоции, чувства, поведенческие проявления и т.п. Смогут использовать разнообразные формы и методы организации и проведения содержательного семейного досуга, предотвращать девиантное поведение ребенка и личное выгорание.
Программа основывается на ряде принципов, которыми будет руководствоваться тренер ФСП "Планета Детства" при представлении информации: безусловное уважение к правам ребенка и действия в его интересах; формирование родительской компетентности; правовая осведомленность; признание недопустимости жестокого обращения с детьми; интерактивность и обмен опытом; проактивность; ответственность.
Программа ориентирована на потребности и запросы приемных родителей, и опирается на научно-педагогические принципы образования взрослых (приоритет самостоятельности, использования собственного опыта, индивидуального подхода к содержанию обучения, системность, осознание процесса обучения, актуализация его результатов, развитие потребности в дальнейшем повышении собственной квалификации и самообразования и др).
Структура магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы исследования организации социальной работы с приемными семьями в современной России
1.1. Правовой статус приемной семьи
Защита интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей предусматривает различные семейные формы, одной из которых является приемная семья, отношения с которой строятся на основе заключения договора о приемной семье между органом опеки и попечительства с одой стороны и приемными родителями – с другой стороны. Данный договор закрепляет обязанности и ответственность сторон – все это направлено на реализацию упомянутых прав ребенка.
Ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации (далее – СК РФ) закрепляет несколько вариантов устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и, данные семейные формы являются приоритетными. Выбор той или иной формы устройства зависит от ситуации и соблюдения интересов ребенка, по той или иной причине оставшегося без попечения родителей. Семейные формы различаются по ряду критериев (рис. 1).
Рис. 1 – Виды устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Источник: составлено автором.
Стоит отметить, что выбор семейной формы определяется важностью в реализации права ребенка на полноценное семейное воспитание. Содержание понятия приемная семья принято рассматривать в двух аспектах:
- с одной стороны, как «форму устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью)» (ст.152 СК РФ)[1];
- с другой стороны, как самостоятельный «институт семейного права России, впервые предусмотренный СК РФ 1996 года»[2].
При этом, базовыми источниками института приемной семьи в данном понимании являются:
- Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье[3];
- Правила заключения договора об осуществлении опеки и попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного[4].
К основным характеристикам приемной семьи, как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся:
Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт.
Контакты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.