Найти тему
Призрак Экономики

Новая гонка вооружений: в чью пользу

«Запад пытается втянуть нас в новую гонку вооружений, чтобы измотать и повторить трюк, который им удался в 80-е годы с СССР»,- сказал Путин в Послании. Киселев в недавнем интервью спросил — по силам ли нам это. На что президент отвечал:

«Не буду ссылаться на нашу статистику – сошлёмся на Стокгольмский институт: в прошлом году у нас оборонные расходы составляли четыре процента, а в этом году – 6,8, то есть мы подросли на 2,8 процента. В принципе, это заметный рост, но абсолютно некритический. В Советском Союзе было 13 процентов, а у нас сейчас 6,8»

Но давайте сравним не с СССР времен его краха, а, например, с США.

Итак, наши военные расходы 6,8% ВВП, а в США — 3,5%. Доля почти вдвое ниже. По силам ли нашей экономике долго поддерживать такой разрыв?

Фото взято из открытого доступа в Интернете
Фото взято из открытого доступа в Интернете

У нас военные расходы в 2024 году 29% федерального бюджета. У США — 14%. Тоже двухкратный разрыв. По силам ли нашему бюджету такие расходы?

В 2024 году каждый занятый в России отдает на финансирование военного бюджета 150 тыс.р./год или 12,5 тыс.р./каждый месяц. По силам ли россиянам такие траты?

При этом военный бюджет США $886 млрд, а российский — $116 млрд (по сегодняшнему курсу), в 7,5 раза меньше.

И пусть мы его нарастим за 2024 год на $47 млрд (в постоянных долларах) — что это меняет принципиально?

А вот наши экономические возможности, похоже, уже не пределе, наращивать дальше военный бюджет — путь к краху гражданской экономики, инфляции, девальвации и падению уровня жизни. Мы уже сейчас едва сдерживаем инфляцию, а спад гражданской экономики маскируется ростом военного производства. Дальше идти по этому пути некуда.

А ведь Запад даже не начал мобилизовывать свою экономику в помощь Украине, он пока сбрасывал ей излишки вооружений со своих складов. Только с этого-следующего года у него начнут расти военные бюджеты и военное производство. Россия отмобилизовалась раньше и поэтому пока чувствует себя на поле боя неплохо. Но это явно временное преимущество. На год-другой. Спецоперация идет уже 2 года. Выдержит ли наша экономика ее дальнейшее затягивание? Ох, как не хочется это проверять...