(Автор: Svetamaskirovka)
2016 май
Начало здесь:
7 день (04.05) Озеро Камыстыбас - Кокаральская плотина -село Акбасты
С утра погода преотличная, решаюсь наконец снять меховушки с руля)))
Очень мне понравилось название Кызылорда, еду и напеваю кызыл-дыр-дыр, кызыл-дыр-дыр...
Заезжаем в Аманоткель на заправку
В ауле Боген наконец-то заканчивается асфальт, который всем порядком надоел.
Что-то очень похожее на соль. Пробовать не решились:)
Проезжаем дамбу на Сырдарье.
Едем к Кокаральской плотине.
Вот и она.
Делаем у воды небольшой привал, после степи глаз радуется серебристо-голубой водной глади, а тело освежающему ветерку.
У встречного водителя уточняем правильно ли мы едем. Говорит, что да:)
Не торопимся, т.к. думаем, что доберемся до Бозоя без проблем и уже завтра сможем доехать из него в Бейнеу, с отставанием от графика всего в 2 дня. Ахахахаха, смеются над нашими планами где-то наверху.
Едем. Солнце заливает степь, а та окутывает нас плотным полынным ароматом.
Еще раз ловим встречную машину проверить не отклонились ли от маршрута.
И тут на горизонте появляется небольшая тучка, которая через час занимает половину неба.
Вспоминаем, что после дождя ехать по глине, в которую превращается дорога, практически невозможно и внутренне настраиваемся на страдания. Но пока идем левее непогоды и надеемся проскочить. Вдруг, Ольга, ехавшая впереди, падает. Сама цела, но поврежден боковой кофр. Когда мы с Артемом приблизились, чуть сами рядом не прилегли. Коварная дорога выглядит сухой, но верхний смоченный водой слой при этом очень скользкий.
Несколько часов Оля пытается реанимировать кофр. При установке его на место становится видно, что сломан кронштейн крепления и надо его варить. Артем в это время замечает, что у него спущена передняя покрышка. Чтобы не терять время решаем разделиться. Мы с Олей едем к аулу Акбасты, расположенному в паре километров от нас на поиски сварщика, Артем остается найти причину почему покрышка пустая.
Въезжаем в аул.
Местные встречают нас очень дружелюбно. Показывают где живет сварщик, где можно купить продукты и где приобрести бензин. Едем по первому адресу, там нам охотно соглашаются помочь.
Пока Оля готовит мотоцикл к сварочным работам, я отправляюсь на прогулку к местному магазину. Он представляет собой комнату в одном из домов, в котором выставлена нехитрая снедь. А то что в это время делает Артем, он расскажет сам:)
Артем: У меня спустило колесо, говорю девчонкам, чтоб не ждали меня и ехали искать сварку. Достаю компрессор, подсоединяю, включаю... "ЖЖЖЖжжжж" и больше никакого толку он него нет. Компрессор не качает. Смотрю, едет местный на ИЖаке, торможу его. На вид лет 35-40, а по русски не говорит. С горем пополам объяснил, что нужен насос. Казах слез, отвязал мешок от седла и достал ручной насос, которому навскидку лет больше чем мне. Еще тот, который с упорами для ног и Т-образной рукояткой. Подсоединяю, пара качков и эта самая рукоятка у меня в руках - насос развалился пополам. Сокрушенно смотрю на владельца, тот, зажимая сигарету уголком губ, впихивает шток обратно в насос и жестами показывает, мол не так усердно качай! Покончив с колесом решаю узнать у благодетеля на счет сварки. Хорошо, что слово сварка ему знакомо, жестом сказал ехать за ним, что он проводит меня. Едем километров 60 в час, я позади, в стойке, весь сосредоточен на дороге, двумя руками крепко держу руль, ногами сжимаю бак. Степной ездок же спокойно сидит на своем ИЖаке, правой рукой откручивает ручку газа, а левой покуривает, поднося сигарету ко рту, а еще периодически оглядывается, не отстал ли я там, позади, зеркал-то они не признают, как и шлемов или вообще, какой бы то ни было защиты. Думаю, ну ладно, он тут с детства ездит, привык, но когда этот Песчаный Дьявол щелчком пальцев выбрасывает окурок, достает горсть семечек и начинает их лузгать на ходу, я начал несколько сомневаться в реальности происходящего! Свернув с широкой дороги, мы объезжаем поселок с обратной стороны и тормозим у загона для скота. Казах-байкер тычет пальцем в сторону высокого блондина с голубыми глазами и повторяет "Сварка, сварка!". Голубоглазый блондин представляется Дмитрием, говорит, поможет сварить, только нужно жеребенка в загон затащить. Мы вдвоем тянем, а еще один загонщик бьет длинным шестом по крупу жеребенка, тот брыкается, упирается и мотая головой срывает нас с места на встречу себе. Никогда не думал, что жеребенок настолько силен может быть! Устав упираться, мини-конь просто завалился на бок и поднять его не могли уже ни рывки узды, ни удары по ушам, ни пинки по крупу.
Мне объяснили, куда подъехать для сварки и я поехал искать девчонок. Поселок оказался большим, проехав его из конца в конец несколько раз, замечаю парня, который стоит на горе из наваленных веток кустарника, смотрит на меня и указывает пальцем куда-то себе за спину. Еду в указанном направлении и вижу гараж, где в окружении десятка детей и полдюжины взрослых стоят два мотоцикла и обе мои спутницы. Сварку они нашли самостоятельно
Наша команда снова в сборе.
Ремонт затягивается до вечера и пока мы пытаемся прикинуть, как далеко успеем отъехать до темноты, хозяева дома, где мы чинились, приглашают остаться у них на ночевку. Призадумываемся. С одной стороны неудобно злоупотреблять гостеприимством, на нас и так потратили кучу времени, категорически отказавшись брать деньги за работу. А с другой, очень хочется остаться.
Совещаемся и говорим, да! Загоняем мотоциклы в гараж, а сами проходим в дом. Там уже накрыт стол.
Во главе сажают Артема, обращаются тоже в основном к нему. На ужин очень вкусная жареная рыба, потом чаепитие. Пробуем шубат (кисломолочный напиток из верблюжьего молока), мне он по вкусу больше всего кефир напомнил. Сначала трапезничаем в одиночестве, позже к нам присоединяется младший сын. Узнаем, что в семье три сына и две дочки. Все кроме младшего уже имеют свои семьи. Жумадил, старший брат работает охранником в школе. Средний и младший ездят на заготовку рыбы на Аральское море. Рассказали, как они рыбачат по джипиэс. Вставляют маячок в пластиковую бутылку и крепят к сети. А потом по навигатору находят. У зимней рыбалки свои особенности. Прорубают лед и забрасывают сеть с привязанной к ней покрышкой. Подо льдом течение её сносит, а рыбаки !!!по звуку!!! находят её местоположение и прорубают лед в этом месте, чтобы добраться до улова.
Еще рассказали, что кормят только одного верблюда-вожака, за которым домой возвращается всё стадо.
Так же мы узнали что в ауле 85 домов. Есть садик, школа, своя больница. Что последний раз путешественник гостил у них десять лет назад в 2006г. Что воду привозят в цистерне на весь аул на пару месяцев.
Самое интересное произошло, когда нам предложили помыться. Мы с Ольгой первыми рванули к хозяевам, в предвкушении баньки. Радовались мы рано, сначала забрали Артема, сказав что наше женское время еще не пришло:) «Вам это понравится и вы это запомните» пообещал Артем, когда вернулся и не обманул)
На краю аула, врыта труба, из неё бьет горячая, солоноватая вода, которую мы окрестили "боржоми". Там-то и моются летом местные жители. Днем мужчины, как стемнеет женщины. Нас с Олей наши заботливые хозяева отвезли туда на УАЗике и оставили купаться. Ощущения незабываемые. Ночь, темнота, хоть глаз выколи, +14 градусов за бортом и моросящий дождик. Сначала, когда сбрасываешь одежду, от холода тело покрывается мурашками, а потом ты делаешь шаг и встаешь под теплые струи. Ощущение неимоверного кайфа и одновременно сюрреалистичности всего происходящего. Вылезать не хочется, но нас ждут. Пора возвращаться в дом и отправляться на боковую.
8 день (05.05)
С утра нас ждал завтрак, солнышко и спущенное колесо у Артема.
Пока Артем и старший брат занимались шиномонтажом, мы с Олей пошли пофотографировать.
К сожалению, подобраться близко к трубе, для запечатления не удалось. Там уже кто-то мылся.
Прощаемся с нашими потрясающими хозяевами, предварительно выспросив, где поблизости можно посмотреть оставшийся в степи после ухода моря корабль. Оказывается в 5км от аула такой имеется, держим путь к нему. В какой-то момент сухое покрытие неожиданно заканчивается. Грязь здесь какая-то особенно тягучая и липкая, на Олином мотоцикле заклинивает переднее колесо, приходится открутить крыло и убрать в багаж.
До корабля я в итоги дошла пешком, решив что это будет быстрее чем ехать. Зрелище он конечно представляет грустное, хоть и интересное. Про катастрофу высыхания Аральского моря я прочитала еще дома, и сейчас видела своими глазами её последствия.
Несколько километров пытаемся выработать способ езды по глине, но не очень успешно. Подустав и увидев впереди кусок высохшей дороги радостно откручиваем газ. Вжии-и-и-их и гуси ложатся отдохнуть. Сначала сносит колесо у Теминого байка, потом не успев затормозить падает Оля. Я все это вижу и предусмотрительно сбрасываю скорость.
Дальше начинаем прокачивать наш грязевой скилл. Лучше всех выходит у Оли, она фигачит в стойке по всем скользким лужицам, я еду сзади и вижу как мотает её заднее колесо, но газ подруга не сбрасывает и продолжает мчать вперед. Я стравливаю давление в покрышках до 1 единицы и нагоняю ее по траве, где не так скользко. Грустнее всех приходится Артему на его тяжеленном и нагруженном мотоцикле. Через пару часов начинаем вкатываться и увеличивать скорость, и тут Оля решает сменить колею по которой ехала на соседнюю. Переднее колесо моментально идет в занос и мотоцикл несколько раз вильнув и как будто бы сделав нырок втыкается в глину вместе с Олей. В. Подбежали, подняли, отдышались, стали смотреть потери. У Ольги сильный ушиб плеча, у гуся оторванный кофр. Часа два ребята занимаются любимым делом, напомню - ремонтом прекрасных немецких мотоциклов, а я дремлю в тени Желтого. Кажется меня начинают подозревать в BMW диверсиях, но пока не трогают)))
Дальше солнце подсушивает дорогу и мы уже с удовольствием продвигаемся к озеру Тущыбас, которое находится между Малым и Большим Аралом . Оно образовалось в результате снижения уровня Аральского моря из одноимённого залива. Едем по степи, вдали от воды, а под колесами вперемешку с песком шуршит ракушечник. В голове не укладывается, что каких-то 50 лет назад, здесь было море четвертое по величине в мире.
Дорога приводит к неизвестному монументу. Потом нашли в сети информацию, что два постамента посвящены двум романам Абдижами́ла Нурпеисова "Последний долг" и "Кровь и пот".
С обзорной площадки видны круги. Так уходило море. И вдалеке две точки, это брошенные корабли. Борода, чьего трека мы придерживались, подъезжал к ним на мотоцикле по верблюжьей тропе, чтобы не завязнуть. А мы, подустав от насыщенного дня и увидев, что до захода солнца осталось совсем немного, принимаем решение искать место ночевки где-нибудь поблизости. Утешаем себя тем, что один корабль в степи мы все таки успели посмотрели.
Недалеко от моря, спрятавшись за песочным барханом от ветра, мы ставим лагерь. На звуки нашей жизнедеятельности подтягивается местный из фермы неподалеку.
Охает и ахает, говорит что на таких мотоциклах по такому песку ездить не надо:) Надо чтобы без вещей и переднее колесо чтобы широкое, как заднее было! Потом достает из кармана штанов, что-то белое и стряхнув рукой крошки предлагает угоститься, оказывается это домашний сыр из верблюжьего молока. Оля отказалась, а мы с Артемом что-то постеснялись сказать нет и все съели. На следующий день немного крутило живот, но в целом обошлось без потерь. Посидели у костра, пообщались. Рассказал, что раньше здесь был колхоз и он в нем работал конюхом. Потом все развалилось, но уезжать в город, как жена и дети, он не захотел и остался на ферме с семьёй брата. Приглашал переночевать у них в доме, но мы не захотелось покидать нашу уютную песочницу. Пожелали друг-другу доброй ночи и разошлись спать.
А завтра нас ждет песочная дорога до Бозоя, продолжение следует...
Третья часть здесь: