Пьер-Луи Ганьон (р.1950) – канадский специалист по русской литературе, как утверждает аннотация к книге.
Возможно, специалист он неплохой, но в таком случае зачем было придумывать несуществующую историю? Просто написал бы исследование о творчестве Бунина, было бы больше пользы.
Ганьон же к 150-летию со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина сочинил целый детектив на тему интриг вокруг нобелевской премии по литературе за 1933 год. Нет, всем давно понятно, что премии, как нобелевская, так и большинство прочих, сильно политизированы, и зачастую присуждаются не за заслуги, а по политическим мотивам. И понятно, что руководству советской страны нобелевская премия по литературе принесла бы мировое признание – мол, вот, новая общественная формация вызвала к жизни новых людей, новые художественные методы, новые таланты, и, наконец, русский писатель получил заслуженное мировое признание. Но, конечно, не в том случае, если бы премию присудили русскому эмигранту, который очень не любил советскую власть.
Тем более, что на 1934 год намечался первый съезд советских писателей и создание Союза советских писателей, и
«чествование Бунина, да ещё за несколько месяцев до нашего съезда, имеющего огромное значение для будущего всего мирового пролетариата, станет плевком в лицо СССР. Этот контрреволюционер не должен получить награду. Мы этого не допустим» -
это реплика Сталина в подаче Ганьона.
Возможно, на самом деле интриги плелись на самых верхах власти, включая не только Максима Литвинова, Вячеслава Менжинского, но и самого Сталина (хотя, подозреваю, что в 1933 году перед Сталиным стояли более важные проблемы: набирал силу нацизм в Германии). Про Александру Коллонтай я не говорю: поскольку она в то время работала полпредом в Швеции, её участие в преднобелевских интригах сомнению не подвергаю. Она, наверное, старалась изо всех сил, чтобы не допустить эмигранта до Нобелевской премии, тем более, что в своих «Окаянных днях» Бунин весьма нелестно высказался конкретно о ней (впрочем, он о многих отзывался очень жёстко).
Премию, по мнению советских властей, должен был получить Максим Горький.
Но ведь вся история с исчезновением Ивана Бунина перед вручением ему премии явно выдумана, как выдуман и внучатый племянник Нобеля, который это исчезновение и помог осуществить. Кроме того, мы же помним, что на вилле в Грасе жил не только сам Бунин с женой и домработницей, там же с ними проживали и Зуров, и Кузнецова. И если Зуров хотя бы упоминается в книге Ганьона, то про Кузнецову – ни единого слова, а ведь если действительно Бунина пришлось бы прятать, чтобы создать интригу, то куда-то девать пришлось бы и этих побочных персонажей.
Получилось, что книга Ганьона – об Александре Коллонтай: она – главная героиня произведения. Бунин там – персонаж второстепенный. Но даже Коллонтай, на мой взгляд, показана в произведении неубедительно. Мне лично непонятна её мотивация в той части книги, где она, едва прийдя в себя после обострения своих болезней, прямо с больничной койки на частном самолёте летит из Стокгольма в Москву, чтобы спасти Бунина от смерти (как она полагает), а мотивация её при этом – «сохранить уважение в глазах сына». А что – сын Коллонтай был настолько горячим поклонником Бунина, что сама Коллонтай забыла свою обиду на писателя? Об этом в книге не говорится ни слова.
Есть в книге и ещё парочка несоответствий с действительностью, но по сравнению с основным сюжетом – это просто мелочь.
А главное, что нигде не упомянуто о том, что история, описанная Ганьоном – выдумка. И есть вероятность, что кто-нибудь, прочитав роман, будет думать, что так оно всё и было.
Однозначно, книга абсолютно бесполезная, если не сказать больше.