Здравствуйте друзья!
Хочу напомнить Вам, что в рамках своего проекта «Версаль» я реконструирую облик солдат Людовика XIV на период Голландской войны 1672-1678 годов. Фигуры солдат я делаю из бумаги высотой 90 мм, примерно в масштабе 1:20.
Работа по созданию набора из 8 фигур завершена. Я старался максимально точно показать униформу солдат Короля вышеуказанного периода. Пришлось подробно и внимательно изучать исторические источники- книги того периода, статьи специалистов, иконографию.
Ознакомиться с процессом работы над проектом можно здесь.
Отдельно хотел бы рассказать о конструкции кистей рук моих солдатиков. Сам «скелет» сделан из медной проволоки. Пять отрезков спаяны паяльником таким образом, чтобы образовать пальцы, ладонь и запястье.
Для каждой фигуры индивидуально формировал положение руки и пальцев в зависимости от позы и наличия оружия и снаряжения, которые должен держать солдат.
Затем каждый палец оклеивал писчей бумагой, ладони и запястья формировал из пластики. Бумажные воины получились с гнущимися пальцами, что позволило мне не вклеивать оружие и снаряжение в руку намертво, и при необходимости заменять одно на другое. Например, если мушкетёр снабжён сапёрной лопатой, то её при необходимости можно будет изъять и вручить ему мушкет или пику.
Особенностью моих солдатиков является также и то, что у каждого солдата и офицера на боку висит шпага с настоящим стальным острым клинком, и её можно вытащить из ножен. Процесс изготовления шпаг и ножен можно посмотреть здесь.
Все солдаты в то время на головах носили шляпы с загнутыми полями по моде тех лет из чёрного фетра, украшенные цветными лентами. На ногах у всех были кожаные чёрные башмаки с железными пряжками (новинка в то время, ранее башмаки завязывались кожаными шнурками).
В состав набора входят 3 мушкетёра французского полка «Лионнэ».
Они одеты в жюстокоры и кюлоты светло-серого сукна, обшлага жюстокоров и чулки красные. По моему замыслу, эти мушкетёры занимаются сапёрными работами в траншеях во время осады крепости, поэтому вместо мушкетов у них сапёрный инструмент – кирка, лопата, топор, тачка для земли. Хочу заметить, что осадные работы были очень в большой моде, в этих занятиях армии проводили львиную долю времени, отведённого на всю кампанию.
Хотел бы кратко изложить историю этого старого заслуженного французского полка.
Полк «Лионнэ».
Полк был сформирован 13 ноября 1616 года Николя де Нефвилем, маркизом де Виллеруа. Первоначально это был полк, принадлежавший дому Виллеруа, управляющему провинцией Лион.
В 1667 году, в начале Деволюционной войны (1667-68), полк отправился в лагерь, разбитый близ Сен-Жермен-ан-Лэ, а затем во Фландрию, где вместе с полком «Пикардия» участвовал в осадах Дуэ, Турне и Лилля. В 1668 году она принимала участие в осаде Дола и во взятии Грея.
В сентябре 1669 года 10 рот полка входили в состав войск, предназначенных для похода на Крит, но предприятие провалилось перед их отправлением. В 1670 году полк участвовал в кампании в Лотарингии, где отличился при осаде Эпиналя. В 1671 году он находился в лагере Дюнкерк.
В 1672 году, в начале Голландской войны (1672-78), полк принимал участие в осадах Везеля и Эммериха, в форсировании Рейна, во взятии форта Неймеген, а также во взятии и разрушении Бодегрейва, Сваммердама и Нивербруга; в 1673 году во взятии Унны; в 1674 году во взятии Песмеса, в осаде и взятии Грея, в захвате Везуль и Лон-ле-Сольнье, при осаде Безансона и Салина; а в 1675 году - при осадах Динана, Мю и Лимбурга, в битве при Консаарбрюке и при обороне Трира. В 1676 году полк был переведен во Фландрию, где принимал участие в осадах Ландреси и Конде, при защите осад Бушена и Эра, а также при освобождении Маастрихта. В 1677 году она принимала участие во взятии Валансьена, освобождении Сент-Омера и битве при Мон-Касселе; в 1678 году - во взятии Гента и Ипра, а также в битве при Сен-Дени, близ Монса.
Также в состав моего набора бумажных воинов входит один офицер.
Это капитан пехоты или артиллерии, в тот период определить род войск по униформе было невозможно. Невозможно было тогда определить и полковую принадлежность офицеров. Дело в том, что офицеры не были обязаны носить жюстокоры полковых расцветок. Наиболее популярными цветами сукна для офицерских мундиров были коричневый и красный, причём это касалось и генералитета. Исключение составляли только офицеры гвардии (maison militaire du roi de France) им были положены жюстокоры синего сукна с красным приборным цветом.
Ещё немного информации об офицерском корпусе Людовика XIV.
Большое количество пехотных полков однобатальонного состава и кавалерийских в 2-3 эскадрона при штатной численности рот в 50-60 человек привели к тому, что французская армия при Людовике XIV заняла первое в Европе место не только по общей численности, но и по количеству офицеров. Так, в начале 1690-х один из "старых" пехотных полков (Пикардийский) имел в своем составе 210 рот, что при численности рот в 50 человек полк составляло целый корпус в более чем 10 тысяч человек, из которых порядка полутысячи были офицерами (капитан и лейтенант - а в определенные периоды и два лейтенанта/су-лейтенанта - на каждую роту, не считая более высоких чинов вплоть до полковника). Так что "старые полки" при желании могли выставлять полноценные "офицерские батальоны" - как было в Гражданскую войну в России.
В 1710 году общая численность французской армии составляла 377,105 человек, из которых офицеров было 21,062 чел. - т.е. 5,5% от общего числа, или 1 офицер на двадцать рядовых. Так, в пехоте насчитывалось 15'898 офицеров всех рангов (что составляло 75,5% от всего количества офицеров), в кавалерии - 3'468 чел (16,5%), 1'346 в драгунских частях (6,4%) и 350 в артиллерии (1,7%).
(Данный материал об офицерском корпусе Франции взят из сообщества ВК «Кружевные войны барокко (1661-1715 гг.)»
Оставшиеся 4 фигуры моего набора – канониры артиллерии.
Структура кадровых артиллерийских офицеров в 1660-х годах насчитывала примерно 700 человек, из которых для обслуживания артиллерии в бою было лишь 200, руководимых «чрезвычайными комиссарами» ("commissaires ordinaires"). Этого явно не хватало, и перед началом кампании набирался дополнительный персонал - из расчета по пять канониров и 30 человек прислуги на большое орудие, и по два канонира и два помощника - на самые малые. В мирное время этот дополнительный персонал увольнялся. Людовик XIV изменил эту традицию в 1668 году, по окончании Деволюционной войны, оставив в армии шесть постоянных рот. И если в 1668 году в штате артиллерии было 4 старших офицера, 46 комиссаров и 200 канониров и бомбардиров для обслуживания орудий, то дальнейшее развитие этого рода оружия привело к тому, что к окончанию войны за испанское наследство (1701-14 гг.) штаты выросли почти в тридцать раз.
Ордонансом от 4 февраля 1671 года был создан полк Фузилеров Короля ("Régiment des Fusiliers du Roi") для обслуживания артиллерии королевской армии в составе: канонирская, саперная и две роты рабочих по 100 человек в роте. Перед войной с Голландией (1672 год) полк вырос до 22 рот (в том числе 12 рот фузилеров и рота гренадер, сформированных для охраны артиллерии в бою), составлявших два батальона.
(Данный материал об офицерском корпусе Франции взят из сообщества ВК «Кружевные войны барокко (1661-1715 гг.)»
От себя добавлю, что артиллерия Франции была самой многочисленной и оснащённой в Европе, и одного полка Фузилеров Короля было явно недостаточно, особенно если учесть количество армий на различных театрах военных действий, и общий объём многочисленных осадных и сапёрных работ в рамках каждой кампании. Поэтому основная масса артиллеристов была наёмной на время кампании. Таких канониров я и попытался реконструировать, будучи вдохновлён картиной Адама-Франца ван дер Мейлена «Переход через Рейн, 1672 г.» и ее почти полной копией «Переход Рейна перед деревней Лобит 16 июня 1672 г.». На данных полотнах канониры изображены в жюстокорах оливкового цвета.
Хочу в заключении отметить, что в целом доволен своими фигурками на данном этапе, на них я отработал ряд важных технологий производства, применил новые для себя материалы, изучил большое количество исторического материала, изучил основы искусства росписи фигур. Другое дело, что на достигнутом останавливаться я не намерен, пути улучшения внешнего вида моих бумажных фигурок уже намечены. Кроме этого, в будущих проектах обязательно появятся конные фигуры.
До новых встреч!
Всем добра!