Найти в Дзене
ПоУшиВКино🎬

“Прогулка” (2015, The Walk): Мужчина, который ходит между Башен

Оглавление

Биографическая драма “Прогулка”, поставленная Робертом Земекисом (Robert Zemeckis), рассказывает историю того, как французский канатоходец Филип Пети (Phillipe Petit) совершил невероятный трюк в августе 1974 года – он прошёл по тросу без страховки между Башнями-близнецами Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, когда они ещё не были окончательно достроены. Его дерзкий поступок потом назвали "художественным преступлением века" (artistic crime of the century), он стал сенсацией в средствах массовой информации.

Постер к фильму "Прогулка"
Постер к фильму "Прогулка"

Кто такой Филип Пети

Филип Пети родился в маленьком французском городке Немур в семье пилота французской армии. С шести лет увлёкся цирковыми “штуками” – cначала освоил фокусы, потом – жонглирование. Обретённые навыки он практиковал на улицах перед туристами. В 16 лет он нашёл своё истинное призвание – ходить по канату, и целый год посвятил тренировкам, прежде чем начать выступать перед зрителями. А с образованием у него были проблемы – он сменил пять школ, его выгоняли за неуспеваемость.

Подростком Пети узнал о проекте строительства Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Он прочитал о будущих Башнях-близнецах в журнале, когда сидел в очереди к дантисту. С того момента он потратил шесть лет, готовясь к своему самому яркому приключению, что включало изготовление наглядной модели башен и его самого на них. В 1971 году, ещё до Нью-Йорка, он совершил “прогулку” между башнями собора Парижской Богоматери. Два года спустя он повторил успех на мосту Харбор-Бридж в австралийском Сиднее. Каждый раз ему помогали друзья в подготовке к выполнению этих впечатляющих трюков.

В конце 1973 года Пети отправился в Нью-Йорк. Он потратил месяцы на изучение Башен-близнецов Всемирного торгового центра – под видом людей разных профессий (репортёра и строителя) он шпионил в районе Башен, чтобы узнать график строительных работ, измерить площади, расстояния от Южной до Северной Башни, вычислить рутинные работы на площадке, чтобы знать, в какое время можно попасть туда незамеченными. Он фотографировал и производил измерения, и в начале августа 1974 года с помощью друзей* в Башнях было спрятано необходимое для исполнения трюка оборудование. 6 августа он и его сообщники, разделившись на группы, спрятались каждая в своей Башне, чтобы подготовиться к большому событию.

*В фильме есть момент, когда Филип знакомится со страховым агентом по имени Барри в лифте, который потом присоединяется к нему, чтобы помочь. Так было на самом деле. Барри Гринхауз был помощником директора Департамента страхования штата Нью-Йорк и работал на 82-м этаже Южной башни Всемирного торгового центра. Гринхауз узнал Пети, поскольку видел его выступления в Париже, и согласился помочь ему, несмотря на то, что это было незаконно.

Своей прогулкой между Башен Всемирного торгового центра Пети помог людям привыкнуть к строительству, которое не вызывало восторга у жителей города. За выходку Филип Пети был арестован, и в качестве наказания судья постановил, что Пети должен выступить бесплатно в Центральном парке.

О самом фильме как он есть

Визуально он мне не понравился, первая часть фильма (до трюка) вообще не захватывает дух в плане режиссуры и монтажа (в плане виртуозного соединения планов и метафор, которые прятались бы тут и там), и я как будто бы удивлялась, что смотрю фильм Роберта Земекиса, узнавая его почерк лишь по искре авантюризма в главном герое в исполнении Джозефа Гордона-Левитта (Joseph Gordon-Levitt).

Но вот как раз авантюризм, граничащий с безумием, дух приключений и важный урок, преподаваемый во время выполнения рискованного трюка, которые так ярко проявляются в сюжете, имеют решающее значение, чтобы назвать фильм не совсем уж проходным.

С самого начала был задан весёлый темп, чтобы пробудить ребяческий дух внутри зрителя этой амбициозной задумкой Пети. Я вспомнила Дайану Найэд с её идеей проплыть дистанцию от берегов Кубы к берегам Флориды за два с половиной дня без клетки, ограждающей от акул. Хотя в истории про пловчиху-марафонца Найэд никакой весёлости не было, но объединяются обе эти истории вдохновенным стремлением выйти на предел своих возможностей (того больше – пересечь его), поспорить с природой, кто сильнее, и доказать, что человек всё же способен превзойти самого себя, отбросить страх, показать, что невозможное возможно. Когда Филип Пети стоял на краю небоскрёба, только приехав в Нью-Йорк, он сказал: “Я скажу это, только тихо, чтобы демоны не слышали, что это невозможно, но я это сделаю”. Тут нет попыток ответить на вопрос: “Зачем хотеть недостижимого?”, давая этим понять, что и не стоит тратить на это время, а оставляя лишь утверждение – если у человека появилась идея/мечта, не дающая спокойно сидеть на месте, её нужно осуществить, хотя бы ради себя.

Если придираться к структуре повествования, то она тут обрывочная, словно сам путь к Башням-близнецам, между которыми Филип захотел натянуть трос, не так важен, как не важны и те, кто появлялся на пути главного героя, их характеры не раскрываются.

И путь, и друзей Пети тут показали условно, как слайд-шоу с поясняющими комментариями. Вот Филип появляется перед зрителем и называет себя канатоходцем-самозванцем, он выступает на улицах Парижа, очертив круг, внутрь границы которого его зрители не могут заходить. Это его границы, и он их строго оберегает. Момент с кругом интересный, но он больше никак не отображается, его можно интерпретировать как угодно, а можно и вовсе забыть. Но, судя по этому символу, Пети пришлось побороться за своё место в канатоходчестве, пойти против решений своей семьи.

Вот во флэшбеке Филип объясняет, как приобщился к цирковому искусству. В восемь лет он увидел канатоходца – это была цирковая династия Оманковских, известных под прозвищем “Белые дьяволы”. Впечатлившийся зрелищем от человека, зависшего над пространством, Филип сам стал тренироваться ходить по канату, но пока на малой высоте.

Вот он пробирается в закрытый цирк, чтобы пройтись по-настоящему под куполом. Вот он знакомится с Папой Руди (Бен Кингсли), патриархом цирковой династии Оманковских, кто в первую очередь пытается внушить парню, что нужно испытывать уважение к публике и своему делу, прежде чем кичиться своими способностями. Филип ещё слишком малоопытен и восторжен и не понимает, о чём ему говорит Папа Руди*.

*Рудольф Оманковский (Rudolf Omankowsky) родился в Чехословакии в 1909 году. Он освоил искусство хождения по канату и открыл собственный цирк. Его трое детей тоже стали канатоходцами. Они выступали под именем “Белые дьяволы” (Le Diables Blancs). Труппа гастролировала по всей Европе. Их рискованный бизнес не обходился без потер – 16 членов семьи погибли в результате неудачно выполненных на канате трюков.
В 60-х Папа Руди стал наставником Филиппа Пети, взяв его под своё крыло, чтобы подготовить к величайшему на сегодняшний день трюку на канате.

Вот он сбегает из Немура в Париж, где у него должно появиться больше возможностей заниматься своим делом. Вот он знакомится с музыкантшей Ани* (Шарлотта Ле Бон) и фотографом Жан-Луи Блондо (Джеймс Бадж Дейл), кого называет своими сообщниками. Вот он в качестве тренировки перед Нью-Йорком покоряет башни Нотр-Дам, и заодно – публику своей отвагой.

* Ани Алликс (Annie Allix) была подругой Филипа Пети на тот момент. Она сыграла большую роль в его жизни, помогая ему в его затее. Достаточной информации по Алликс нет, но по слухам, они расстались с Пети после того, как он переспал с поклонницей, испытав эйфорию после успеха. После этого Ани постепенно исчезла из поля зрения. В реальной жизни настрой Ани отличался от того, что показано в фильме. В фильме она оказывала ему всестороннюю поддержку, а в реальности она очень боялась за него, ей казалось бесчеловечным – забираться на такую высоту. И она не приезжала с ним в Нью-Йорк в первый раз. Пети на самом деле совершил три поездки в Нью-Йорк, чтобы изучить Башни-близнецы и осуществить свой план. И первая попытка оказалась неудачной, он как раз вызвал её после неудачи, чтобы она прилетела к нему и поддержала.

И так – пункт за пунктом, пробегая по необходимым для подготовки к трюку в Нью-Йорке событиям – повествование резво подбирается к главному, к “прогулке” между Башен.

А вот сам процесс подготовки и представление на тросе между Башнями были интересны. На это здесь времени не пожалели и саму проходку показали в деталях. Если предыдущая часть фильма выглядела как набросок, то трюк – как прорисованный комикс.

Во время исполнения трюка был момент, когда Филип Пети был близок к провалу. На огромной высоте и большом расстоянии между опорными точками трос находится под нагрузкой гораздо большей, чем если бы он был в цирке, плюс вес тела канатоходца усиливал напряжение. Филип провёл на тросе больше времени, чем изначально планировалось (вместо одного прохода от Южной башни к Северной он несколько раз прошёл туда и обратно), что повлекло ослабление креплений. Филип произнёс: “Я почувствовал вдруг, что канат и Башни словно “устали” от меня”. В этом моменте есть тот урок, который я имела в виду – важно не переборщить и уметь вовремя остановиться, пусть то будет исполнением номера, пусть какое-либо дело в жизни.

Ещё, конечно, этот фильм вспоминает Башни-близнецы, которые были разрушены 11 сентября 2001 года в результате террористической атаки. Здесь они только начинают свою жизнь, они только выросли как два гигантских офисных шкафа, не внушая никому оптимизма и подвергаясь критике как специалистов, так и публики, выступая скорее как раздражитель. Сегодня большинство людей может знать Всемирный торговый центр только как символ трагедии, но фильм “Прогулка” позволит увидеть их под другим углом. Как высоту, которую можно взять. Всемирный торговый центр был спроектирован японо-американским архитектором Минору Ямасаки (Minoru Yamasaki), он стал своеобразным дополнением к высоткам Нью-Йорка. Башни-близнецы изменили облик этого мегаполиса, и в 70х Филип Пети оживил их, “кого ни спроси в Нью-Йорке, все любят эти башни”, как сказал один из сообщников Филипа в финале фильма.

Архивные фото, как настоящий Филип Пети совершал свой трюк:

Кстати, в 2005 году вышел короткометражный мультфильм “Мужчина, который ходит среди башен” (The Man Who Walked Between the Towers) Майкла Спорна (Michael Sporn), в котором закадровый текст читал Джейк Джилленхол. Этот мультфильм был создан на основе книги Мордикая Герштейна (Mordicai Gerstein). Его хронометраж составляет 10 минут, и содержит те же события, что и фильм в более сконцентрированном виде: