У детей настроена антенна «справедливости». Они отслеживают многое. Когда дело доходит до привилегий, которые есть у других, но нет у них, есть одно слово, чтобы описать это: несправедливость.
Вы, наверное, сами можете привести длинный список фраз ваших детей, которые начинаются с: «это несправедливо…»:
- Почему я не могу сходить в гости к Марине?
- Почему у меня нет этой игрушки?
- Почему я не могу ложиться спать после 22:00?
- Почему я не могу кататься на велосипеде после 19:00?
- Почему мне нельзя пить газировку?
Что делать
1) Проявите сочувствие.
Простые и заботливые высказывания помогают. Это замедляет процесс и показывает, что вы слышите, видите и цените желания своего ребёнка.
Как это звучит?
«Это может быть очень сложно, когда ты видишь, что другие что-то делают, а мы говорим «нет». Я понимаю это».
2) Проявляйте любопытство, а не раздражение.
Исследуйте ситуацию, попросив ребёнка рассказать вам всё о том, чего он хочет и почему. Слушайте, чтобы понять, а не ответить. Иногда у него есть отличные аргументы!
3) Объясните свои опасения.
Чёткое обоснование ваших запросов связано с лучшими результатами (после случайных истерик). Если у вас есть сомнения по поводу того, что ребёнок сделают это, попробуйте что-нибудь вроде:
«Могу ли я поделиться тем, что меня беспокоит?», затем получите его разрешение. Вам это, может быть, не к чему, но когда он говорит «да», значит, вы можете говорить, и он действительно выслушает.
4) Признайте различия.
Дайте ребёнку знать, что ваше представление о том, что соответствует возрасту, явно отличается от представлений других родителей.
5) Укажите на прогресс.
Спросите ребёнка, разрешено ли ему сейчас делать то, что не разрешалось делать раньше. Убедите его, что с возрастом контроль ослабнет, но всегда найдутся дети, у которых будет больше свободы (и те, у кого её будет меньше).
6) Ищите решения.
Предоставьте ребёнку возможность двигаться вперёд в сотрудничестве с вами. Возможно, он разработает экономическое обоснование или стратегию, которая приблизит его к цели. Возможно, он предложит вам решение, о котором вы раньше не задумывались.
7) Подчеркните доверие и ответственность.
Укрепите идею о том, что по мере его роста у его будет больше возможностей для определённых видов деятельности. Вы могли бы сказать: «Когда ты станешь старше, у тебя будет больше возможностей попробовать что-то новое. Прямо сейчас, давай сосредоточимся на занятиях, которые соответствуют твоему возрасту и нашим семейным ценностям».
Есть большая вероятность, что ваш ребёнок будет возмущаться тем, что у вас есть твёрдые границы. Но иногда именно это и требуется. Если вы сделаете это, поддерживая автономию, вы увеличите шансы на то, что ребёнок получит желаемое — даже если это займёт время, пока ему не исполнится двадцать лет!