Найти тему

Фирменный "Кубань" против "Премиума" на маршруте Москва-Новороссийск

Давно нам не попадались на маршруте поезда южного направления. И вот пришел черед вспомнить фирменный "Кубань", который следовал по маршруту Москва - Новороссийск. Номера у него указывались разные. Был и такой, как сегодня - № 29/30. Был № 39/40. О нем чуть ниже и будет разговор.

Я сам в Новороссийск поездом не добирался никогда. В самом городе бывал, но использовали мы для этого другой транспорт. Самый запоминающийся, конечно, это круиз по Черному морю на теплоходе "Иван Франко" в 1990 году. Это путешествие я помню уже ну прямо во всех деталях. Много времени, конечно, на город не было, но все равно и обзорная экскурсия по городу была и даже съездили на Абрау-Дюрсо и продегустировали местную продукцию. Ну тем интереснее будет отследить незнакомый участок маршрута от Краснодара.

Больше всего вопросов у меня вызывало название поезда "Кубань". Нет, конечно, она протекает в относительной близости от Новороссийска. В самом ближайшем месте там около 45 км от города до нее. Да и весь край очень часто называют Кубань. Но... Кубань (для меня) - это все-таки Краснодар, а не Новороссийск. И, конечно, я знаю, что чуть ли не до XIX века один рукав Кубани приводил не в Азовское, а в Черное море, и лишь потом это русло перегородили. Сейчас вроде как там снова то ли соорудили, то ли почти соорудили канал, соединяющий реку и Кизилташский лиман. Но на карте там еще пунктир, поэтому не знаю наполнен ли он водой или нет. И несмотря на всё на это, Кубань у меня в какую-нибудь пятую очередь будет ассоциироваться с Новороссийском.

Вагоны фирменного поезда "Кубань" до его ребрендинга в "Премиум". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вагоны фирменного поезда "Кубань" до его ребрендинга в "Премиум". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Но проблема в том, что ну не могу я предложить какое-то другое название для поезда, которое бы лучше отождествлялось с этим местом. "Малая земля"... Теоретически можно, вот только давно уже, мне кажется, никто "Малую землю" не читал. Но я помню анекдот времен позднего СССР, который ходил вокруг автора этого произведения. Суть примерно такая:

Сидит в кресле Леонид Ильич и "играет" лауреатским значком (он за "Малую землю" получил Ленинскую премию; точнее не только за "Малую землю", а за всю трилогию воспоминаний). Просит секретаря:

- Позовите мне, пожалуйста, Суслова...

Через некоторое время входит Суслов.

- Михаил Андреевич, ты "Малую землю" читал?

- Конечно, Леонид Ильич.

- Понравилось?

- Да! Это замечательная книга, она очень нужна нашему народу...

- Хорошо, ступай. И позови-ка мне Пельше.

Через несколько минут в кабинет входит Арвид Янович Пельше:

- Послушай, Арвид Янович, ты "Малую землю" читал?

- Два раза!

- И как? Понравилось?

- Очень, Леонид Ильич! Это прекрасное произведение, с точки зрения литературы, оно очень нужно нашему народу... И вообще, Леонид Ильич, мне нужно идти. Вы позволите?

- Куда ты бежишь?

- Я хочу в третий раз почитать эту книгу!

Пельше уходит. Брежнев продолжает играть лауреатским значком и горит:

- Ну всем нравится! Может и мне почитать?!

Ну вот не складывается у меня в голове пасьянс с поездом "Малая земля". Хорошее вроде бы название, но что-то не то.

Мемориальный комплекс "Малая земля". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Мемориальный комплекс "Малая земля". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

"Цемесская бухта". Ну - нет! Опять что-то не то. не подходит это название для поезда.

Цемесская бухта. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Цемесская бухта. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а что еще?! "Абрау-Дюрсо"?! Ну - нет! Наверное, проще всего было бы просто - "Новороссийск". И тут жу на ум приходит фраза из классического фильма:

- Лёлик! Это же не эстетично!

- Зато дешево, надежно и практично!

Можно еще банальнее - "Черное море". Но тогда мы будем несправедливы к другим городам черноморского побережья. Вот и получается, что "Кубань" не такое и плохое имя для поезда. Ну да оставим уже это лирическое отступление. "Кубань" так "Кубань"!

Итак, что мы будем вспоминать? № 39/40 "Кубань" образца 1987 года. Следовать будем опять из Москвы к пункту назначения. Итак, Курский вокзал столицы. 1987 год. Поезд на Новороссийск отправлялся в 14:45. Время, конечно, не самое лучшее, поскольку предвижу, что на берегу Черного моря мы окажемся при таком времени отправления ближе к вечеру. А это самая большая мука, наверное - ехать на море весь последний световой день. Когда ты вот уже предвкушаешь отпуск, а тебе еще "пилить и пилить" до пункта назначения. Ну да не будем забегать вперед.

Курский вокзал. Москва. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Курский вокзал. Москва. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Через 2 часа 49 минут на пути нам встретится первая остановка. Тула. Весьма неплохой ход был по тем временам. Впрочем, на этом направлении у всех скорых / фирменных поездов он был +/- примерно одинаков. Причем в областном центре поезд стоял всего три минуты! Как такое вообще возможно?! Примерно та же самая история повторялась в Орле. И это тоже областной центр. Поезд прибудет туда в 20:17, а через 4 минуты уже отправится далее. В 22:32 пятнадцати минутная стоянка в Курске.

Курск. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Курск. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Глубокой ночью в 0:38 - 2 минуты в Белгороде. И это снова центр обьласти. И затем в 01:57 аж 21 минута в Харькове. Ну это долго! )

После Харькова будут Лозовая, Славянск, Краматорск, Константиновка, Горловка, Иловайск. В 10:59 на следующий день мы в Таганроге. Стоянка всё те же 2 минуты. В 12:03 в Ростове-Главном. И в миллионном городе стоянка 10 минут! Затем уже знакомый нам маршрут Ростов - Краснодар, из которого мы отправимся уже непосредственно на побережье в 16:37 минут. То есть к этому моменту время в пути уже 26 часов почти. На всём пути от Ростова до Новороссийска "Кубань" делала всего две остановки:

  • Крымская в 18:04;
  • Тоннельная в 18:48. Причем здесь состав простоит как в Ростове - 10 минут.

И в 19:28 мы окажемся на вокзале Новороссийска. Почти 29 часов в пути!

Сегодня всё намного быстрее. Правда, сравнивать весь маршрут вообще некорректно, поскольку до Ростова-Главного он существенно отличается - современный состав пойдет классическим на сегодняшний день ходом через Рязань, Мичуринск, Воронеж, Россошь. И с Казанского вокзала. Время в пути целиком до Новороссийска у поезда № 029/030 "Премиум" составляет 22 часа. Ну давайте хоть от Ростова сравним:

  • 1987 год - время в пути 7 часов 15 минут;
  • 2024 год - время в пути 6 часов 31 минута.

Ну, кстати, разница -то не поражает воображение! И вот он - самый обезображенный, на мой взгляд, вид на вокзал. Ну это что-то нереальное просто. Как будто ты не на море приехал, а в промзону какую-то.

Новороссийск. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Новороссийск. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

За вокзалом сооружения гигантского элеватора.

Есть и более медленные поезда в наши дни. Например, поезд № 126 в пути около 30 часов. Мурманск-Новороссийск на участке от Москвы - 36 часов. Есть и 30-часовой летний состав из Москвы. Состав Санкт-Петербург - Новороссийск следует от Москвы 34 часы. В общем, как и в случае с Адлером - здесь на любой вкус. Ну и билет в "Премиуме" подороже, конечно. За скорость нужно платить.

Ну и еще пара фотографий с заключительной части маршрута. Вот станция Тоннельная:

Тоннельная. Краснодарский край. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Тоннельная. Краснодарский край. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Название говорит само за себя - видимо, здесь поблизости есть тоннель. Без тоннеля здесь было никак - надо же пройти Главный Кавказский хребет. В результате, там даже не один тоннель, а два - Большой (более 1,5 км) и Малый (около 500 метров).

Новороссийский тоннель. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Новороссийский тоннель. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Тут интересна судьба их строительства. Сначала в конце XIX века их строили заключенные. Потом в годы Великой Отечественной войны наши войска отступая взорвут тоннели. Восстанавливали их советские военнопленные. А затем уже немцы отступая взорвут тоннели, но восстанавливать их будут немецкие пленные.

Над Малым тоннелем по перевалу Волчьи Ворота проходит автомобильная трасса:

Автомобильная дорога через перевал Волчьи ворота. За автодорогой ниже тоннель.
Автомобильная дорога через перевал Волчьи ворота. За автодорогой ниже тоннель.

Уже в XXI веке тоннели закрывали на реконструкцию. Большой удалось реконструировать, а вот Малый - закрыли.

Интересный объект будет и между станциями Тоннельная и Крымская. Там есть Пустынь Феодосия Кавказского.

Ну и давайте все-таки полюбуемся на саму "Кубань", которая дала название когда-то всему составу. Вот мост через реку в Краснодаре:

Мост через Кубань. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Мост через Кубань. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Такого цвета река и отложилась у меня в памяти. А после дождей - так вообще там цвет был жуткий.

Вот такая история с фирменным поездом в Новороссийск. Спасибо, что читаете!

P.S. Все статьи про фирменные поезда доступны в подборке ниже:

Фирменные поезда | Современные маршруты по историческим местам | Дзен