Давно нам не попадались на маршруте поезда южного направления. И вот пришел черед вспомнить фирменный "Кубань", который следовал по маршруту Москва - Новороссийск. Номера у него указывались разные. Был и такой, как сегодня - № 29/30. Был № 39/40. О нем чуть ниже и будет разговор.
Я сам в Новороссийск поездом не добирался никогда. В самом городе бывал, но использовали мы для этого другой транспорт. Самый запоминающийся, конечно, это круиз по Черному морю на теплоходе "Иван Франко" в 1990 году. Это путешествие я помню уже ну прямо во всех деталях. Много времени, конечно, на город не было, но все равно и обзорная экскурсия по городу была и даже съездили на Абрау-Дюрсо и продегустировали местную продукцию. Ну тем интереснее будет отследить незнакомый участок маршрута от Краснодара.
Больше всего вопросов у меня вызывало название поезда "Кубань". Нет, конечно, она протекает в относительной близости от Новороссийска. В самом ближайшем месте там около 45 км от города до нее. Да и весь край очень часто называют Кубань. Но... Кубань (для меня) - это все-таки Краснодар, а не Новороссийск. И, конечно, я знаю, что чуть ли не до XIX века один рукав Кубани приводил не в Азовское, а в Черное море, и лишь потом это русло перегородили. Сейчас вроде как там снова то ли соорудили, то ли почти соорудили канал, соединяющий реку и Кизилташский лиман. Но на карте там еще пунктир, поэтому не знаю наполнен ли он водой или нет. И несмотря на всё на это, Кубань у меня в какую-нибудь пятую очередь будет ассоциироваться с Новороссийском.
Но проблема в том, что ну не могу я предложить какое-то другое название для поезда, которое бы лучше отождествлялось с этим местом. "Малая земля"... Теоретически можно, вот только давно уже, мне кажется, никто "Малую землю" не читал. Но я помню анекдот времен позднего СССР, который ходил вокруг автора этого произведения. Суть примерно такая:
Сидит в кресле Леонид Ильич и "играет" лауреатским значком (он за "Малую землю" получил Ленинскую премию; точнее не только за "Малую землю", а за всю трилогию воспоминаний). Просит секретаря:
- Позовите мне, пожалуйста, Суслова...
Через некоторое время входит Суслов.
- Михаил Андреевич, ты "Малую землю" читал?
- Конечно, Леонид Ильич.
- Понравилось?
- Да! Это замечательная книга, она очень нужна нашему народу...
- Хорошо, ступай. И позови-ка мне Пельше.
Через несколько минут в кабинет входит Арвид Янович Пельше:
- Послушай, Арвид Янович, ты "Малую землю" читал?
- Два раза!
- И как? Понравилось?
- Очень, Леонид Ильич! Это прекрасное произведение, с точки зрения литературы, оно очень нужно нашему народу... И вообще, Леонид Ильич, мне нужно идти. Вы позволите?
- Куда ты бежишь?
- Я хочу в третий раз почитать эту книгу!
Пельше уходит. Брежнев продолжает играть лауреатским значком и горит:
- Ну всем нравится! Может и мне почитать?!
Ну вот не складывается у меня в голове пасьянс с поездом "Малая земля". Хорошее вроде бы название, но что-то не то.
"Цемесская бухта". Ну - нет! Опять что-то не то. не подходит это название для поезда.
Ну а что еще?! "Абрау-Дюрсо"?! Ну - нет! Наверное, проще всего было бы просто - "Новороссийск". И тут жу на ум приходит фраза из классического фильма:
- Лёлик! Это же не эстетично!
- Зато дешево, надежно и практично!
Можно еще банальнее - "Черное море". Но тогда мы будем несправедливы к другим городам черноморского побережья. Вот и получается, что "Кубань" не такое и плохое имя для поезда. Ну да оставим уже это лирическое отступление. "Кубань" так "Кубань"!
Итак, что мы будем вспоминать? № 39/40 "Кубань" образца 1987 года. Следовать будем опять из Москвы к пункту назначения. Итак, Курский вокзал столицы. 1987 год. Поезд на Новороссийск отправлялся в 14:45. Время, конечно, не самое лучшее, поскольку предвижу, что на берегу Черного моря мы окажемся при таком времени отправления ближе к вечеру. А это самая большая мука, наверное - ехать на море весь последний световой день. Когда ты вот уже предвкушаешь отпуск, а тебе еще "пилить и пилить" до пункта назначения. Ну да не будем забегать вперед.
Через 2 часа 49 минут на пути нам встретится первая остановка. Тула. Весьма неплохой ход был по тем временам. Впрочем, на этом направлении у всех скорых / фирменных поездов он был +/- примерно одинаков. Причем в областном центре поезд стоял всего три минуты! Как такое вообще возможно?! Примерно та же самая история повторялась в Орле. И это тоже областной центр. Поезд прибудет туда в 20:17, а через 4 минуты уже отправится далее. В 22:32 пятнадцати минутная стоянка в Курске.
Глубокой ночью в 0:38 - 2 минуты в Белгороде. И это снова центр обьласти. И затем в 01:57 аж 21 минута в Харькове. Ну это долго! )
После Харькова будут Лозовая, Славянск, Краматорск, Константиновка, Горловка, Иловайск. В 10:59 на следующий день мы в Таганроге. Стоянка всё те же 2 минуты. В 12:03 в Ростове-Главном. И в миллионном городе стоянка 10 минут! Затем уже знакомый нам маршрут Ростов - Краснодар, из которого мы отправимся уже непосредственно на побережье в 16:37 минут. То есть к этому моменту время в пути уже 26 часов почти. На всём пути от Ростова до Новороссийска "Кубань" делала всего две остановки:
- Крымская в 18:04;
- Тоннельная в 18:48. Причем здесь состав простоит как в Ростове - 10 минут.
И в 19:28 мы окажемся на вокзале Новороссийска. Почти 29 часов в пути!
Сегодня всё намного быстрее. Правда, сравнивать весь маршрут вообще некорректно, поскольку до Ростова-Главного он существенно отличается - современный состав пойдет классическим на сегодняшний день ходом через Рязань, Мичуринск, Воронеж, Россошь. И с Казанского вокзала. Время в пути целиком до Новороссийска у поезда № 029/030 "Премиум" составляет 22 часа. Ну давайте хоть от Ростова сравним:
- 1987 год - время в пути 7 часов 15 минут;
- 2024 год - время в пути 6 часов 31 минута.
Ну, кстати, разница -то не поражает воображение! И вот он - самый обезображенный, на мой взгляд, вид на вокзал. Ну это что-то нереальное просто. Как будто ты не на море приехал, а в промзону какую-то.
За вокзалом сооружения гигантского элеватора.
Есть и более медленные поезда в наши дни. Например, поезд № 126 в пути около 30 часов. Мурманск-Новороссийск на участке от Москвы - 36 часов. Есть и 30-часовой летний состав из Москвы. Состав Санкт-Петербург - Новороссийск следует от Москвы 34 часы. В общем, как и в случае с Адлером - здесь на любой вкус. Ну и билет в "Премиуме" подороже, конечно. За скорость нужно платить.
Ну и еще пара фотографий с заключительной части маршрута. Вот станция Тоннельная:
Название говорит само за себя - видимо, здесь поблизости есть тоннель. Без тоннеля здесь было никак - надо же пройти Главный Кавказский хребет. В результате, там даже не один тоннель, а два - Большой (более 1,5 км) и Малый (около 500 метров).
Тут интересна судьба их строительства. Сначала в конце XIX века их строили заключенные. Потом в годы Великой Отечественной войны наши войска отступая взорвут тоннели. Восстанавливали их советские военнопленные. А затем уже немцы отступая взорвут тоннели, но восстанавливать их будут немецкие пленные.
Над Малым тоннелем по перевалу Волчьи Ворота проходит автомобильная трасса:
Уже в XXI веке тоннели закрывали на реконструкцию. Большой удалось реконструировать, а вот Малый - закрыли.
Интересный объект будет и между станциями Тоннельная и Крымская. Там есть Пустынь Феодосия Кавказского.
Ну и давайте все-таки полюбуемся на саму "Кубань", которая дала название когда-то всему составу. Вот мост через реку в Краснодаре:
Такого цвета река и отложилась у меня в памяти. А после дождей - так вообще там цвет был жуткий.
Вот такая история с фирменным поездом в Новороссийск. Спасибо, что читаете!
P.S. Все статьи про фирменные поезда доступны в подборке ниже: