Найти в Дзене

НАСТОЯЩАЯ МОТИВАЦИЯ, ИЗНАНКА

Оглавление

Эта статья про очень личное, друзья. Я тоже в постоянном поиске мотивации. Порой, когда для себя стимул не видишь, то как быть с подопечными — ещё бОльший вопрос. Для меня сила мотивации прячется в эмоциональном ответе на вопрос: “Зачем?”

Система мотивации

Для управленца или владельца бизнеса важно представлять механики мотивации сотрудников и основы построения стимулирующей системы. И понимание в этом вопросе появится у каждого через осознание и рефлексию своего личного опыта.

Постройка система мотивации требует времени и денег. А поддержка — психической энергии и выносливости. Причём учитывать это надо в первую очередь. Иначе создание системы мотивации вас разорит.

Для сравнения: нельзя дать девушке (шучу, ребёнку) булочку один раз и больше не давать: как только булочка перевариться — мотивацию надо повторить. Поэтому давайте вместе приготовимся к кропотливой психологической работе.

Метафизика мотивации

Мотивация — это индивидуальная вещь: каждого человека возбуждают разные факторы. И при создании мотивационной системы необходимо учитывать индивидуальные особенности сотрудников.

Большая компания может себе позволить “укатывать” мотивационным огнём всю палитру хотелок, потому что у неё есть деньги и тысячи людей-наёмников. А значит в довесок к соцпакету их обещания оплачивать тренажёрку в подвале или бесплатную подписку (за 200р) на электронные книжки каждый месяц точно найдут своего мотивируемого работника. Что делать небольшому бизнесмену, который не может предложить всё сразу?

Смысл стимулироваться

Успешная мотивация требует комбинации материальных и нематериальных компонентов, таких как: признание, развитие навыков, право вносить изменения в рабочий процесс, возможность остаться в покое или наоборот пошуметь и покричать.

Я утверждаю, что люди — мы с вами! — приходят на работу с целью реализоваться, а может отдохнуть от дома, или даже завести новых друзей!

А когда мы говорим про денежную мотивацию, то это просто безусловный факт, который мотивацией является в момент сравнения зарплат. Потому что при одинаковой зарплате на 10 видах работы, каждый будет выбирать уже по совсем неденежным критериям.

Лайфхак управленца

Мотивация начинается с момента найма, с самой вакансии. Готовь сани летом. Это и есть секрет.

Описание вакансии уже мотивирует кандидата на выбор компании и должности. Мотивация продолжается через всё взаимодействие с сотрудником. Если вакансия не мотивировала, то и он и не устроится на работу к вам. В лучшем случае потратит ваше время на его собеседование.

Мы волей-неволей обращаем внимание на ценности компании, с которой хотим сотрудничать. Они нас и мотивируют. При написании корпоративных и должностных целей я бы использовал формулировки, согласующиеся с личными целями сотрудника. Здесь подчёркиваю слово “личными”.

Покажите, как работа в компании может способствовать их достижению. Это мантра. Поэтому я бы не давал “молоденькому” HR-у без проверки составлять и выпускать текст вакансии.

Список нематериальных мотиваций

  1. Ценность задачи — сотрудник убежден, что его работа важна и имеет значение;
  2. Признание достижений — усилия сотрудника замечены и одобрена;
  3. Возможность развития — дайте время для обучения и профессионального роста;
  4. Свобода в принятии решений — если подчинённый участвует в принятии важных решений на своём уровне, то он больше заинтересованы в итоговых результатах. Но на низких зарплатах лучше ограничить сотрудников в принятии решений, особенно, если вы осознанно ставите низкую зарплату и ищите низкоквалифицированного сотрудника;
  5. Четкость целей — ожидания конкретно определены, сотрудник видит результат;
  6. Рабочая среда — поддерживающая и позитивная атмосфера без самодурства;
  7. Уважение — любите сотрудников и благодарите!

Напоследок

Сложности и потребности в стимулировании себя и окружающих меняются со временем и с ситуацией в компании. Самые сложные моменты наступают в периоды изменений.

К примеру, таким был переход на удаленную работу. Причём удаленная работа имеет усечённое количество мотиваций. И некоторые иллюзии: например, что удалёнка позволяет путешествовать — неправда. Ты либо работаешь, либо путешествуешь.

Повторюсь, что всё это из личного опыта и рефлексии. Если человек не мотивируется и не замечает всего предлагаемого вами, то, конечно, возможно, он слепой и вы зря стараетесь пробить фортификации — потом ещё виноваты будете. В таком случае нужно создать условия, чтобы человек захотел мотивироваться.

Задайтесь вопросом: “а вообще надо ли мне кого-либо мотивировать?” Отсутствие мотивации и возможность простой безнапряжной работы порой эффективнее любых попыток влюбить в себя и мотивировать. Особенно этот порок заметен у 20-тилетних бизнесменов.

Приглашаю за бесплатной консультацией по мотивации.