Серый гараж покойного дедушки стоял возле дома. Он был небольшим, там помещался только мотоцикл, на котором дед ездил на дачу и за грибами. Как только двери гаража открывались, подтягивались автомотолюбители, соседи. Смотришь — вот и компания образовалась! Но с гаражами исчезает и сложившаяся субкультура. А что в кооперативах сейчас? Корреспондент агентства «Минск-Новости» посмотрела, как живет такой «Автомотолюбитель» на ул. Л. Карастояновой, 49, в котором 242 машино-места.
В 1970-е годы на этом месте находилась открытая стоянка. Потом организовали кооператив, его члены добились разрешения разместить гаражи. Многим нынешним владельцам они перешли по наследству от родителей. В отличие от парковочного места бокс в гаражном кооперативе можно продать, обменять, сдать в аренду. Гараж — защита автомобиля от погодных условий, место, где можно заниматься своей «ласточкой» в любое время.
В первую очередь обратила внимание на въезд: открыто, сторожа нет на месте (пришла не во время дежурства охранника), на здании висят камеры. В нескольких местах установлены информационные стенды с актуальными объявлениями. Ознакомилась с графиком заезда и выезда, размерами членских взносов на 2024 год (в 1-м квартале полный взнос был 74 рубля, льготный — 67, в 2-м ожидается подорожание на 2 рубля), а также с информацией по соблюдению противопожарного режима и санитарных требований. Оказывается, мойка автомобилей на территории кооператива запрещена, в гаражных блоках нельзя производить сварочные и другие огнеопасные работы, а также использовать отопительные и осветительные приборы.
Прошлась по территории — ни души. Все гаражи как близнецы, выкрашены в один цвет. А в детстве, помню, бегая по дворам, встречала двери темно-зеленые, серые, голубые, с ржавыми подтеками, с квадратными разноцветными «заплатками». Улица будто одеяло из лоскутков ткани. У кого какая краска была, той и красили. Мусора на территории кооператива нет. У входа выделили место для гигиенических процедур: с умывальником, мылом, осколком зеркала, подписанными бочками для воды и песка.
Только собралась уходить, заехала машина. Я — за ней. Повезло с собеседником: член кооператива Вадим объяснил некоторые моменты и оказался приятным человеком.
— Купил гараж в 2015-м за 1,5 тыс. долларов. Тогда расположение кооператива меня устраивало — недалеко от места работы. Стоимость зависит не только от состояния недвижимости, но и от сезона: к зиме цены падают, а весной повышаются. В целом по сравнению с 2015 годом они немного снизились, — говорит Вадим.
До покупки бокса мужчина оставлял машину на стоянке и каждый месяц отдавал почти такую же сумму, что и в гаражном кооперативе. Разница в том, что здесь членский взнос надо платить раз в квартал. Но, конечно, не только в этом. И Вадим рассказал памятную для него историю.
— На открытой охраняемой стоянке на ул. Кульман, которая возле бассейна «Орленок», несколько лет назад произошел несчастный случай. Автовладелец отремонтировал машину, а через час она вдруг загорелась. Пострадал и рядом стоящий транспорт. Здесь же огнеопасные работы проводить нельзя.
— В информации на стенде сказано, что проводить сварочные работы нельзя. Смотровой ямы в боксах нет. Для чего же в таком случае иметь гараж?
— На территории есть один общий электрифицированный гараж для членов кооператива. Ключи можно взять у дежурного. А что я здесь делаю? Резину меняю, выполняю другие работы, не требующие использования электрического оборудования. Вот, смотрите, есть эстакада. Раньше хранил запчасти и снасти на балконе — я рыболов-любитель. Только подумаешь, как это все спустить с шестого этажа и загрузить в машину, так и желание ехать пропадает. А сейчас удобно: сложил все на месте — и вперед. Некоторые вещи, которые жаль выбрасывать, храню здесь.
— Вижу объявление: в апреле у членов кооператива собрание. Что обсуждаете, что волнует людей?
— Большинство владельцев недвижимости — пенсионеры. Волнует повышение оплаты за пользование помещением. Увеличение суммы взносов на 2 рубля связано с ростом цен на коммунальные услуги и налоги. Один из неприятных моментов — должники. А ведь кооперативу всю сумму нужно отдать. Выплачиваем за должников мы. Были случаи, когда дело доходило до опечатывания гаража.
Старожилы говорят, что раньше были как одна семья: все делали вместе, помогали друг другу. Сейчас иначе. Даже субботник председателю организовать проблематично — каждый сам по себе, нет сплоченности.
Срок временного пользования земельным участком продлен по 28 февраля 2030-го. А вот дальнейшая судьба гаражного кооператива неизвестна. Есть вероятность, что его и диспетчерскую станцию «Карастояновой» могут снести из-за строительства дороги, которая соединит город и «Северный берег».
Фото автора