В середине-конце 90-х я был студентом, и «от души» накатался ещё оставшихся от СССР поездах со всеми их жуткими плацкартами, прокуренными грязными тамбурами, вонючими туалетами с дыркой в полу и проводниками в засаленной форме.
Все это сформировало у меня неприязнь к железной дороге. И много лет я выбирал любой другой вид транспорта, но только не поезд, если мне нужно было ехать куда-то далеко.
И считал поезд пережитком прошлого, максимально некомфортным и неприятным видом транспорта, на котором люди ездят, разве что, по бедности. Пока однажды снова не поднялся на подножку вагона, лет 5 назад и не поразился, как сильно изменились поезда за те годы, что я их игнорировал.
И я снова стал иногда ездить поездами — они стали современными, технологичными, а те ужасные советские вагоны давным-давно исчезли в прошлом.
И вот, я снова в «советском» поезде, который ходит из Туапсе в Абхазию.
Покажу вам, как выглядят удобства в этом поезде, а вы сами для себя сможете сложить представление, насколько они отличаются от того, что было в тех, старых советских поездах.
Конечно, в этом поезде совсем не старые советские вагоны, а лишь стилизованные под них полностью современные. Без всех тех «прелестей» и «особенностей», которые вызывали дрожь в мои студенческие годы.
Это замечаешь сразу же, едва входишь в вагон. На стенках вроде бы советские картинки, шторы шпонированная обшивка и ковровая дорожка на полу. И здесь же электронное табло, на котором сказано, что туалет свободен
и не нужно бежать в конец вагона, дергать дверь за ручку и что температура в вагоне +21. В середине лета!
Да, есть кондиционер. Которого так сильно не хватало в душных вагонах из моего детства, когда мы с родителями двое суток тряслись в плацкарте по пути на море.
А вот и любимый всеми плацкарт. Как и тогда, шторки на пластиковой штанге (помните, она вечно выпадала), полочка-сетка, прорезиненный держатель полотенец. И даже своя собственная еда и чай у людей на столиках, как тогда: огурцы, соль, курочка в фольге, черный хлеб.
Однако, если внимательно присмотреться, над каждым местом можно увидеть розетку и USB-зарядку. А освещение в вагоне светодиодное.
На верхних полках уже привычные по современным поездам перила-ограничители, которых не было в советское. Хотя их отсутствие никогда меня в детском возрасте не пугало, и я обожал ехать на верхней полке, наблюдая на жизнь в вагоне «с высоты».
Как и в плацкартных вагонах, в купе около каждого места есть розетки. Еще поезд оборудован Wi-Fi, правда он почти не работает на маршруте Туапсе-Гагра из-за плохого покрытия мобильной связью.
СВ выглядит максимально современно. Только столик покрыт светской вечно сползающей тканевой салфеткой, а на ней для чая не стаканы в подстаканниках, а фарфоровые чашки с блюдцами.
У изголовья полок уже диодный ночник вместо тусклого пластикового плафона. Верхние панели откидываются, в них спрятаны мини-шкафчики с полотенцами, шлепанцами и другими мелочами.
Помните, как выглядели урны в советском поезде? Вечно забитые объедками и пустыми бутылками ниши с поднимающимися крышками-планками напротив туалетной двери. Сейчас урны более вместительные и расположены намного удобнее.
Туалеты в ретро-поезде тоже современные. Биологического типа, с гигиеническим душем, пеленальными столиками, сенсорным смесителем, диспенсерами с мылом и даже туалетной бумагой, которую проводник обновляет по мере израсходования.
Их теперь не закрывают перед городами и на стоянках, они не воняют и не загажены по самый потолок.
И еще в них есть душ.
В следующих статьях я более подробно расскажу о завтраке и обеде в вагоне-ресторане, покажу меню, расскажу о ценах, необычные советские сувениры