Учёные из Лондонского университета королевы Марии (Queen Mary) сделали потрясающее открытие: в ходе исследования, статья о котором опубликована в журнале «Nature», удалось выявить когнитивные способности неожиданно высокого уровня у шмелей. Как установили исследователи, эти мохнатые опылители, если какая-то сложная, многоступенчатая задача им не по силам, могут научиться решать её благодаря социальному взаимодействию.
Долгое время считалось, что развитое социальное обучение встречается только у людей, но данное открытие заставляет усомниться в этом и, более того, позволяет предположить наличие у шмелей ключевых элементов кумулятивной культуры.
Исследовательская группа под руководством доктора Элис Бриджес (Alice Bridges) и Ларса Читтки (Lars Chittka), профессора сенсорной и поведенческой экологии Лондонского университета королевы Марии, разработала двухэтапную головоломку, которая требует от шмелей последовательно выполнить два различных действия, чтобы получить сладкое вознаграждение. Учить шмелей справляться с головоломкой было нелегко, и приходилось помогать им, добавочно вознаграждая их в процессе решения поставленной перед ними задачи. В конечном итоге добавочное вознаграждение устранялось и шмели получали своё лакомство лишь после выполнения всего задания.
К удивлению исследователей, шмели, которым позволили наблюдать за их обученным сородичем–демонстратором, легко справлялись со всем заданием, даже с первым шагом, не требуя при этом промежуточного вознаграждения, тогда как шмели, которые самостоятельно пытались решить головоломку, начиная с нуля, выбивались из сил.
Данное исследование говорит о наличии у шмелей социального обучения того уровня, который ранее считался исключительно человеческим. Эти насекомые способны делиться друг с другом опытом и приобретать формы поведения, выходящие за рамки их индивидуальных когнитивных способностей, то есть способны к тому, что, как полагают, лежит в основе обширной, сложной природы человеческой культуры и ранее приписывалось только людям.
Доктор Бриджес подчёркивает фундаментальный характер данного открытия: «Шмели решали чрезвычайно сложную для них задачу. Чтобы получить вознаграждение, им нужно было научиться делать два шага, не получая вознаграждения за первый. Изначально нам приходилось обучать шмелей-демонстраторов, давая им из-за сложности задания промежуточное вознаграждение. Тем не менее, благодаря социальному наблюдению за обученными шмелями другие шмели научились проходить всю последовательность, даже не получая вознаграждения за первый шаг. Однако, когда мы позволили другим шмелям попытаться выполнить задание без обученного демонстратора, они неизменно терпели неудачу».
Помимо индивидуального обучения, это исследование открывает захватывающие перспективы для изучения возникновения в животном мире кумулятивной культуры. Кумулятивная культура означает постепенное накопление на протяжении поколений знаний и навыков, которое позволяет развивать всё более сложные формы поведения. Способность шмелей обучаться решению сложной задачи с помощью демонстратора заставляет предполагать наличие в животном мире пути передачи культуры и инноваций, выходящего за рамки индивидуальных возможностей в обучении.
Профессор Читтка сконцентрировался на вытекающих из сделанного открытия последствиях: «Оно вынуждает пересмотреть традиционную точку зрения, согласно которой только люди могут социально учиться сложному поведению, выходящему за рамки индивидуального обучения. Это поднимает интересную тему: возможно, что многие из наиболее замечательных достижений общественных насекомых, такие как архитектура гнездования шмелей и ос или сельскохозяйственные привычки муравьёв, разводящих тлю и грибы, первоначально распространялись путём копирования действий умных новаторов, прежде чем в конечном итоге становились частью видоспецифичного репертуара поведения».
Данное новаторское исследование открывает новые пути для понимания интеллекта животных и эволюции социального обучения. Оно бросает вызов давно укоренившимся постулатам и прокладывает дорогу для дальнейшего изучения когнитивных чудес, скрытых в мире насекомых, даже наводя на мысль о потрясающей возможности существования у, вроде бы, очень примитивных существ кумулятивной культуры.
Перевод — Александр Горлов, «XX2 ВЕК». Источники.
Вам также может быть интересно: