За последний год в стране значительно увеличилось число самозанятых граждан, что говорит о возросшей популярности этого статуса: людям удобно работать таким образом, а компаниям выгодно их нанимать. Постоянные читатели нашего блога уже знают, что в работе с самозанятыми работодатель доложен придерживаться гражданско-правовых отношений. Однако если налоговая инспекция заподозрит, что под видом таких исполнителей компании «маскируют» штатных сотрудников — их ждут серьезные проблемы. Подобная «маскировка» является нарушением закона, но бывают ситуации, когда работодатель совершает непреднамеренную ошибку в оформлении сотрудничества с самозанятым, чем и привлекает внимание контролирующих органов. Сегодня эксперты ЦенТрМиг подробно расскажут, как правильно оформить договор с самозанятым, чтобы его не переквалифицировали в трудовой.
Договор с самозанятым: как оформить правильно
Вот ряд шагов, которые должна сделать компания при оформлении сотрудничества с самозанятым:
1. Оформить гражданско-правовой договор. С самозанятыми можно работать по обычным гражданско-правовым договорам, которые используются при сотрудничестве с исполнителями-физлицами. Однако нужно немного скорректировать его шаблон.
2. Обязательно сделать отсылку на статус самозанятого: так компания фиксирует, что налоги за себя платит сам исполнитель, а не она.
3. Прописать в договоре ответственность самозанятого за непредоставление чека, а также указать срок его предоставления. Для этого можно назначить любой штраф, если исполнитель согласится подписать такой договор. Без чека компания не сможет отчитаться за расходы перед налоговой, и ей могут доначислить налоги и штрафы.
4. Обязать самозанятого сообщать об утере статуса — это нужно сделать для того, чтобы избежать выплат физлицам без статуса самозанятого, если этот статус исполнителем будет утерян.
5. Не допускать в работе признаков трудовых отношений. Следует убедиться, что в договоре нет намека на трудовую деятельность. Вот основные различия между трудовым и гражданско-правовым договорами:
Признаки трудового договора:
▪ В договоре нет конкретного задания, а описаны обязанности сотрудника;
▪ Сотрудник работает лично, регулярно и постоянно с соблюдением регламента компании;
▪ Сотрудник соблюдает режим и график работы;
▪ Подчиняется руководству компании и выполняет его поручения;
▪ Получает зарплату не за результат или услугу, а за выполнение определенной трудовой функции;
▪ У сотрудника единственный заказчик, с которым он сотрудничает длительный срок;
▪ Работодатель берет на себя расходы по оборудованию рабочего места сотрудника.
Признаки гражданско-правового договора:
• В договоре описано конкретное задание и результат: сделать логотип, провести съемку видео, создать сайт;
• Исполнитель сам выбирает режим и график;
• Самостоятельно принимает решения и несет риски;
• Получает деньги за решение задачи по акту выполненных работ;
• Исполнитель может выполнять работу для нескольких заказчиков;
• Исполнитель сам несет расходы в связи со своей работой.
Помимо всего вышеперечисленного важно, чтобы трудовые отношения не подменяли гражданско-правовые не только на бумаге, но и в жизни. Например, вы не можете обозначить в договоре, что исполнитель сам выбирает график работы, а по факту заставлять его каждый рабочий день проводить по 8 часов в офисе. Переквалифицировать гражданско-правовой договор в трудовой может трудовая инспекция в ходе проверки или суд, если в него обратится исполнитель. В этом случае компании придется нести дополнительные расходы — на возмещение всех необходимых выплат по закону и уплату штрафа. Помимо этого, за неуплату налогов и взносов может оштрафовать налоговая инспекция: пени и штраф за неуплату налогов и взносов — 40% от невыплаченной суммы. Трудовая же инспекция в свою очередь может наложить штраф: для ИП — от 5000 до 10 000 ₽, для компаний — от 50 000 до 100 000 ₽.
Разобраться в тонкостях трудового законодательства бывает сложно, и риски ошибки достаточно велики. Если вы хотите значительно упростить процесс оформлении трудовых отношений со своими сотрудниками, рекомендуем воспользоваться услугой аутстаффинга персонала. Аутстаффинг – это современный метод кадровой оптимизации, благодаря которому ваша компания сможет сократить расходы на персонал до 40%, облегчить работу кадрового и бухгалтерского отделов и быстро масштабировать свой бизнес, не отвлекаясь на рутинную работу, так как весь документооборот по привлеченным сотрудникам мы возьмем на себя. Начать сотрудничество просто – достаточно заполнить специальную форму на нашем сайте.