Однажды с клиентом (мужчиной 42 г.) мы выявили глубинное убеждение, что любовь, это когда тебя терпят, несмотря на то, что ты творишь откровенно кошмарные вещи (назовём моего клиента "аддиктом", поскольку зависимости присутствуют) и как только отношения становятся условно здоровыми, то исчезает и ощущение, что тебя любят. Любовь надо доказать. А прежде - спровоцировать, ну чтобы было, что доказывать.
Он провоцирует людей неосознанно, когда ведёт себя как-то асоциально (употребляет ПАВ, агрессивное поведение, нарушение правил в целом и в личных отношениях и на работе). Время от времени вызывает на себя гнев и недовольство других.
Если он встречает человека, аддиктирует, а там неожиданно попался здоровый человек, который, естественно не собирается продолжать с ним отношения. Но наш аддикт не делает вывод, что надо перестать себя вести так. Нет. Он делает вывод, что его не любили "по-настоящему". А если б любили, то выдержали бы эти "временные" трудности!
Вот сформулированное глубинное убеждение: "Я не могу вести себя социально приемлемо, потому, что тогда я не чувствую, что меня принимают таким какой я есть. Внутри пустота, страх и отсутствие контроля, нет признаков любви. Только тогда, когда я аддиктирую и мною недовольны, ругают, кричат, обижаются, наказывают - вот тогда я понимаю, что меня любят!" (прим.: нет, это точно не ПРЛ, не дотягивает по критериям).
На вызванный гнев или недовольство клиент испытывает облегчение, чувство уверенности и контроля ситуации... Интересно так же то, что и клиент ведь принимает своих партнёрш с их недостатками. То есть это у него работает в обе стороны.
В исторической ретроспективе его случая, значимой фигурой был любящий, но совершенно обесценивающий, унижающий, всегда недовольный им отец. Всепринятие, помощь в беде (оплата долгов) при интенсивном абьюзе всевозможных оттенков.
При этом, и по настоящее время, родитель совершенно не осознаёт, что благодаря его прямому многолетнему воздействию, мы имеем то, что имеем. Психологическое насилие, навязывание чувства вины, жесткое обесценивание, одновременно смешанное с любовью продолжается...
P.S. Интересно то, что агрессивное поведение родителя, предположительно, связано со страхом старения, забвения и небытия, так как очень большим огорчением для родителя является то, что сын не родил ему (!) сына, то есть внука. Опять, паршивец, не угодил...
Автор: Прудникова Анна Юрьевна
Психолог, Когнитивно-поведенческий подход
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru