В дискуссиях на библейскую тематику многие собеседники склонны уходить от обсуждаемой темы, едва заметив какие-либо разногласия, и отстаивать свою правоту через воспевание своей религиозной общины, члены которой правы по любому вопросу в силу ее величия и богоизбранности.
Ранее я уже разбирал спекуляцию по поводу прозвания церкви столпом и утверждением истины. Сегодня мы займемся похожим аргументом — идеей безусловной непобедимости церкви Христа.
Как это бывает
Сначала собеседник приводит цитату:
…Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…
(Евангелие от Матфея, глава 16:18)
Или пересказывает ее своими словами. А потом добавляет, что это, безо всяких сомнений, сказано про его церковь — истинную и правильную. А потому закрой варежку и не перечь.
Как будто Иисус эту церковь по кирпичикам собирал своими руками.
Обратите внимание: в цитате я неспроста поставил многоточия, так как это лишь часть фразы, удобная для спекуляций. Иногда пишут без многоточий, как будто это полный текст:
Поскольку множество разных собеседников отстаивает свою безусловную правоту одним и тем же набором аргументов, я нахожу разумным допускать, что ровно такой огрызок цитаты они все хором берут не из злого умысла, а по научению.
Я же предлагаю ориентироваться не на доводы из методички, а на сюжет из Евангелия от Матфея. Давайте разберем его подробнее.
Больше контекста
Если открыть 16-ю главу Матфея, то можно заметить, что Иисус не просто заявил о создании своей церкви, но также обозначил фундамент, на котором эта церковь будет создана:
18 …и Я говорю тебе: ты — Пётр*, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;
19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь** на земле, то будет разрешено на небесах.
(Евангелие от Матфея, глава 16)
* Пётр — калька с греческого Πέτρος — камень, скала.
** разрешишь — в другом переводе «развяжешь» (греч. λύσῃς)
Здесь приводится история имени апостола Петра. Иисус говорит своему ученику, что он — камень, на котором Иисус построит свою церковь.
Помните притчу Иисуса про дом на камне и дом на песке (Матфей 7:24-27)?
Здесь Иисус рассуждает в тех же категориях. Он признаёт своего ученика камнем, достаточно надежным для возведения на нем своей церкви.
Поскольку цепочка римских патриархов ведет свое начало именно от Петра, этот маленький нюанс может служить отличным доводом в пользу католической церкви. Мол, мы преемники Петра, у нас фундамент Христовой церкви, а вы, как вас там, отпали от фундамента, так что теперь врата ада одолеют вас.
Здесь возникает простор для идеи о непогрешимости римского патриарха. Он же фундамент, он не может ошибаться!
Однако чуть ниже по тексту мы видим, что́ Иисус думал о непогрешимости Петра:
21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим, и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
22 И, отозвав Его, Пётр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн!..
(Евангелие от Матфея, глава 16)
Если бы Иисус считал Петра непогрешимым в силу его «фундаментальной» роли, то послушался бы его как безусловного провозвестника Божьей воли.
Фокус в том, что Иисус сам знал Отца и регулярно с Ним общался. А потому без труда распознал слова Петра как идущие вразрез с Божьей волей.
Что же мы имеем? Выходит, камень в основании церкви Христа — это сатана?
Чтобы это выяснить, нам нужно копать дальше.
Еще больше контекста!
Разберем евангельский сюжет с самого начала:
13 Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?
14 Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.
15 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?
16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого.
(Евангелие от Матфея, глава 16)
Согласно Матфею, народ, приходивший к Иисусу, признавал его одним из пророков. Однако Симон, называемый Петром, видел в Иисусе нечто большее — Христа, обещанного Божьего Помазанника. И Божьего Сына.
Иисус заключил, что Пётр не мог прийти к такому выводу по внушению от людей: они же не считали Иисуса Помазанником. Как же он догадался?
17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;
18 и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее…
(там же)
Иисус понял, что Симону эту идею открыл Бог.
А Симон принял ее и взял на вооружение.
Именно отсюда, из понимания связи Симона с Богом, и рождается утверждение Иисуса о том, что Симон — это тот самый камень, на котором Иисус построит свою церковь.
А теперь давайте вернемся к сюжету, где Симон перечил Иисусу:
21 С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.
22 И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!
23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
(там же)
Почему Пётр стал для Иисуса соблазном?
Потому что перестал думать о Божьем, как думал раньше, и зациклился на человеческом!
Этот урок Пётр усвоил и впоследствии применил.
Дверь веры язычникам
Когда римский сотник Корнилий по откровению от ангела послал людей к Симону Петру, Пётр получил видение:
9 На другой день, когда они шли и приближались к городу, Пётр около шестого часа взошёл на верх дома помолиться.
10 И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришёл в исступление
11 и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю;
12 в нём находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
13 И был глас к нему: встань, Пётр, заколи и ешь.
14 Но Пётр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
15 Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
16 Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.
(Деяния апостолов, глава 10)
Довольно необычное откровение для иудея, которому по закону Моисея запрещено есть нечистую пищу.
Но пока масса читателей Библии усматривает в этом слове разрешение есть их любимую свинину, Пётр размышляет об увиденном, ищет в нем реальный смысл для себя.
17 Когда же Пётр недоумевал в себе, что бы значило видение, которое он видел, — вот, мужи, посланные Корнилием, расспросив о доме Симона, остановились у ворот,
18 и, крикнув, спросили: здесь ли Симон, называемый Петром?
19 Между тем, как Пётр размышлял о видении, Дух сказал ему: вот, три человека ищут тебя;
20 встань, сойди и иди с ними, нимало не сомневаясь; ибо Я послал их.
(там же)
А потом до него доходит:
27 И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся.
28 И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым.
29 Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно. Итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?
(там же)
И дальше начинается Божье дело:
44 Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святой сошел на всех, слушавших слово.
45 И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников,
46 ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога…
(там же)
Таким образом, благодаря связи Симона Петра с Богом дверь веры в Иисуса Христа открывается для язычников. Именно через Петра Бог ломает иудейские стереотипы об иноплеменниках и дает начало делу благовестия по всему миру.
Заключение
На чём основана церковь, способная устоять перед вратами ада?
Не на высоком коллективном самомнении, не на личности Симона Петра, а на том, слушает ли человек Бога, имеет ли с Ним связь.
Это не значит, что мы обязаны безрассудно доверять каждой своей мысли как исходящей от Бога — хотя бы потому, что мысли бывают не только от Бога.
Пётр размышлял о Божьих откровениях, и нам тоже следует так делать.
Хотите, чтобы ваша церковь устояла и не погибла?
Слушайте Божий голос, вникайте в суть Его слов и применяйте их в своей жизни.
Будьте на связи с Богом, и Он вам поможет.