Найти в Дзене
Андрей Ортега

Церковь — столп и утверждение истины. Так ли это?

Оглавление
Источник: http://teteryatnikov.blogspot.com/2012/02/blog-post.html
Источник: http://teteryatnikov.blogspot.com/2012/02/blog-post.html

Христианам во всём их многообразии, как известно, спокойно не живется. То и дело возникают межконфессиональные дискуссии, споры, перепалки. Будучи лояльным к евангельским течениям протестантизма, я обращаю особое внимание на подобные диалоги, когда в них участвуют близкие мне по духу люди — протестанты. Их оппонентами в России, как правило, выступают православные — представители одного из древнейших исторических течений в христианстве.

У православного христианина есть по меньшей мере одна особенность, которую он считает своим преимуществом. Это так называемая апостольская преемственность. Апостолы возложили руки на одних, те на других, другие на третьих, и так далее. Эта игра в «салочки» якобы продолжается до сих пор, и именно она, по мнению исторических христиан, выгодно отличает их от всех остальных людей на земле. Вроде как через рукоположение именно они приняли и Святого Духа, и истинное учение, и всё остальное. А если так, то всё, что сказано об апостольской церкви, считается безусловно справедливым и для ее преемников.

Зная о протестантском неравнодушии к Библии, исторический христианин не упускает возможность воспользоваться этим, чтобы истолковать библейские тексты в свою пользу.

Здесь бывают разные моменты. Например:

  • «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» (Второе послание Петра 1:20) — три слова выделяются и толкуются вне контекста главы как запрет на самостоятельное толкование Библии.
    От толкований подобного качества действительно мало пользы :-)
  • «…ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Евангелие от Матфея 16:18) — трактуется как отсылка к конкретному историческому течению как заведомо истинному и непобедимому. При этом обычно игнорируется акцент Иисуса на Симоне Петре (Пётр = камень, скала), который в силу конкретных причин служит основанием для задуманной Иисусом церкви.
  • «Я с вами во все дни до скончания века» (Евангелия от Матфея 28:20) — трактуется как безусловное одобрение Иисусом всего того, что делает историческая церковь.

Все эти цитаты используются, чтобы давить на оппонента церковным авторитетом в обход здравого смысла и противодействовать его умственной активности. Короче говоря, думать нельзя, надо верить.

Но протестантов подобная риторика обычно не убеждает.

Сегодня я разберу одну из таких цитат. Это фраза, которую апостол Павел оставил в письме к своему ученику Тимофею.

14 Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе,
15 чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение* истины.
(Первое послание к Тимофею, глава 3)
* В подстрочном переводе — «опора».

Что, если бы Павел рассуждал так же, как современные христиане?

Приходит такой Павел к Тимофею и говорит:

— Слушай, сынок. Если ты пойдешь в нашу святую и непогрешимую, всячески нахваленную нами церковь и вдруг увидишь, что там кто-то задает вопросы, возражает, сомневается в нашей правоте, спорит или — не дай Бог! — обличает в каком-то грехе, то ты его не слушай и ничего не отвечай по теме его возражений. Просто хватай его за волосы и со всей дури тыкай носом в мое первое послание к тебе. Вот сюда, в третью главу. И повторяй: «Церковь, блин! Столп, блин! И утверждение истины, блин!» Понял?

— Ага. А если он лысый?

Разумеется, это шутка. Судя по тону апостольских посланий, Павел был намного адекватнее. А чтобы понять, о чём он пишет Тимофею, следует внимательнее прочесть его письмо и немного поразмышлять.

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Источник: https://radiovera.ru/vtoroe-poslanie-k-korinfjanam-svjatogo-apostola-pavla-i-12-20.html
Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627 Источник: https://radiovera.ru/vtoroe-poslanie-k-korinfjanam-svjatogo-apostola-pavla-i-12-20.html

Посмотрим еще раз на полную фразу

14 Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе,
15 чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.
(Первое послание к Тимофею, глава 3)

«Сие пишу тебе».

— А что такого пишет Павел? Это важно?

«…чтобы, если замедлю, ты знал, как до́лжно поступать в доме Божием».

— Опа. А разве что-то еще нужно делать, как-то поступать?
Нет, погодите. Я на такое не подписывался! Вы мне дайте звание столпа и утверждения истины, а всё остальное не надо, не хочу. Хочу столпом быть.

Но нет, Павел дает Тимофею ряд предписаний.

Что хотел сказать апостол Павел?

Вот что он предписывает Тимофею насчет епископов — надзирателей, блюстителей, стражей церкви:

1 Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.
2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,
3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,
4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;
5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись* о Церкви Божией?
6 Не [должен быть] из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.
(Первое послание к Тимофею, глава 3)
* пещись — заботиться

— Так, стоп. Что это за заповеди пошли? Нравоучения какие-то. Непорочен, одной жены муж. Не пьяница, не сребролюбив. Зачем это всё? У нас же и так церковь Христова, святая и истинная. Разве этого мало?

Ах, да, это про епископов. Это важные шишки. Тогда ладно, простых служителей это не касается.

А вот что Павел пишет про диаконов — служителей церкви:

8 Диаконы также [должны быть] честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы,
9 хранящие таинство веры в чистой совести.
10 И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, [допускать] до служения.
11 Равно и жены [их должны быть] честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.
12 Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.
13 Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.
(там же)

— Ну я так не играю. Какая беспорочность? Что еще за испытания? А как же древняя истина «все мы грешники»? Павел! Я смотрю, вы, голубчик, с нашей истинной верой совсем не знакомы. Где вы вообще видели такую церковь? Не бывает так!

Хочешь похвалы? Действуй соответственно

Как видите, Павел обрисовал довольно строгую картину того, чего он ожидает от Христовой церкви.

И это не только Павел такой умный.
Иисус Христос проповедовал что-то подобное.

Так, в нагорной проповеди Иисус говорит народу:

Вы — соль земли.
(Евангелие от Матфея 5:13)
Источник: https://zen.yandex.ru/media/agronomu/solim-ogorod-kak-ispolzovat-sol-v-vide-udobreniia-5f881eb7aa68813be19ebc49
Источник: https://zen.yandex.ru/media/agronomu/solim-ogorod-kak-ispolzovat-sol-v-vide-udobreniia-5f881eb7aa68813be19ebc49

Соль годится в качестве удобрения для огорода. При разумном применении она делает почву плодородной, улучшает ее свойства, и это здорово.

Какой-нибудь христианин мог бы воспрянуть духом и сказать:

— О, да! Я соль земли! Я меняю ход истории одним своим существованием. Не то что вы!

Однако Иисус сразу добавляет:

Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
(там же)

Ты сколько угодно можешь называть себя солью земли. Сколько угодно себя нахваливать. Но что толку от твоего названия, если ты ему не соответствуешь? На упаковке написано «соль», а на вкус просто порошок какой-то. Пожал плечами и выкинул в мусорку.

Чтобы быть солью земли, нужно быть соленым. Производить добрые плоды. Чтобы земледелец мог применить тебя на своем угодье. Чтобы Богу была от тебя польза в Его Царстве.

Так что там с Павлом?

Павел представлял церковь столпом и опорой истины. Это его идеал.

А все предписания Тимофею он дал для того, чтобы сообщить ему свое видение. Он считал, что церковь как опора истины должна служить всем достойным примером, совершая служение по правде и не имея на себе порока.

Можно ли справедливо сказать, что мы с вами такие?
Верно ли это для нас как церкви?
Не знаю, каждый ответит за себя перед своей совестью.

Но описанная Павлом картина — это то, чему нам как христианам следует соответствовать. Павел верил, что это возможно, и нам тоже стоит в это поверить.

Заключение

Является ли церковь столпом и опорой истины — это зависит от нее.

Христианам и церквам нет нужды хвалиться, называя себя святыми, столпами, опорами истины и другими красивыми словами.

Действуйте соответственно, и люди сами всё поймут.

Источник: https://ru.freepik.com/premium-vector/religion-support-business-christianity-meeting-concept-jesus-christ-son-of-god-blessing-helps-young-businessmen-clerks-managers-for-making-deal-divine-assistance-with-reconciliation-illustration_9765984.htm
Источник: https://ru.freepik.com/premium-vector/religion-support-business-christianity-meeting-concept-jesus-christ-son-of-god-blessing-helps-young-businessmen-clerks-managers-for-making-deal-divine-assistance-with-reconciliation-illustration_9765984.htm