1. Подготовка к диктанту. На доске записаны существительные с пропущенными окончаниями:
на вокзал_
в пол_
на огород_
от ветк_
на ветв_
на мор_
о рыбк_
ко старух_
на сирен_
у деревн_
к ел_
на ёлк_
по дорог_
на дорожк_
по площад_
на полщадк_
на лошад_
к лошадк_
в кроват_
в кроватк_
от пристан_
по изгород_
на автомобил_
на трамва_
в портфел_
в сумк_
об отдых_
на цеп_
над степь_
Учащиеся выходят по очереди к доске, вставляют пропущенные окончания и доказывают их правописание, используя сводную таблицу падежных окончаний:
на вокзале - 2 скл, П.п.
в поле - 2 скл., П.п.
от ветки - 1 скл., Р.п.
от ветви - 3 скл., Р.п.
к ели - 3 скл., Д.п.
2. Диктант.
Зимовье зверей (50 слов).
Зима замела снегом лес. Летучая мышь забралась в дупло и спит до весны. Ёж закрылся сухим листом в ямке. Медведь подготовил берлогу с осени. Лисица смастерила в норе под елью постель. В этой постели он спит. Волк бродит по опушке леса. Ночью ходит он по дороге и около деревни.
3. Грамматическое задание. Найти все имена существительные, выделить окончания и надписать склонения.
4. Анализ диктанта.
Кол-во писавших:
Отметки за диктант:
"5" -
"4" -
"3" -
"2" -
Отметки за грамматическое задание:
"5" -
"4" -
"3" -
"2" -
Ошибки:
Падежные окончания существительных -
Безударные гласные в корне -
Разделительный Ь -
Ь после шипящих -
Описки, искажения, перестановка букв -
Качество работ по классу оценивается соотношением "5" и "4" с количеством написавших диктант. Например, писало диктант 20 учеников. На "5" и "4" написали 13 детей. Делим 13 на 20, получается 0,65. 65% положительных отметок считается хорошим результатом!