Найти в Дзене

Корней Чуковский в домашней библиотеке или перебираю закрома

31 марта - день рождения Чуковского.
Поэтому снова в очередной раз хочу пропеть ему дифирамбы. Я знаю, что все про него все знают, все книжки знакомы всем с раннего детства, все читано-перечитано по миллиону раз в самых разных изданиях с самыми оригинальными иллюстрациями. Но я все равно пишу этот пост, хочу, чтоб все о его книгах было собрано в одном месте, а не раскидано по дневнику абзацами, комментариями, отдельными фразами. В знак признательности писателю.
Постаралась собрать все, что есть дома, но где-то еще все равно есть картонки, книжки-малышки, потрепанные дубли его книг. Про переводы просто промолчу.

Чуковский - один из тех авторов, который сопровождает нас всю жизнь. Годовалым малышам мы начинаем читать его "Цыпленка", и каждый малыш так же, как книжный герой, вытягивает шейку "вот так", а после прочтения мама жалеет и ласкает его - как в книжке. И оба довольны ) Как самое первое чтение вместе с потешками книжка идеальна, прошла проверку временем и не сдает своих позиций.

-2

Много лет мы читали классического Цыпленка с иллюстрациями Никиты Чарушина, а потом появился и новый - яркая книжка-вырубка от Лабиринта с плотными страницами и рисунками В.Каневского. Выбирать между ними я не могу, мне нужны обе.

-3

Дальше начинаются стихи - нет, это еще не стихотворные длинные истории, это переводы коротких английских песенок, считалок и дразнилок про всяких обжор, скрюченных человечков, это кошки-мышки, храбрецы, это стихи про маленькую Мурочку - младшую дочку писателя, написанные для нее, включенные в "Муркину книгу". У нас они в таких вот книжечках-картонках

-4

...и сборнике Чудо-дерево с иллюстрациями Елисеева.

-5

Здесь Мурочка ест бутерброд, рисует Закаляку, гуляет, разглядывая головастиков, и после чтения "Чудо-дерева" сажает туфельки на грядке.

-6
-7
-8

Неожиданно приятным и полезным приобретением оказалась картонка Закаляка - много страниц буквально с одной строчкой текста, рисунки акварелью - якобы сделанные рукой Муры. В некоторых случаях такие рисунки хорошо срабатывают - вдохновляют на рисование подобных сюжетов. Само стихотворение "дедушки Корнея" из "Муркиной книги" встречается не так уж часто и обычно в сопровождении лишь одной иллюстрации.

-9

А здесь проиллюстрирован каждый сюжет мурочкиных рисунков.

-10

Книжка яркая и прочная - с картонными страницами, поэтому я ей очень довольна.

-11

Если бы переиздали еще Чудо-дерево в варианте, подобном изданию 1925 года, я была бы вообще счастлива, потому что дети такую подачу стихотворений воспринимают намного лучше. Посмотрите сами.

-12

А сейчас гораздо чаще издают так.

-13

Все на одной странице или развороте, никакого любопытства и ожидания продолжения при перелистывании, никакой интриги. Все начинается и заканчивается здесь же.

Именно поэтому мне так нравится совсем небольшое стихотворение про новогоднюю елочку в рисунках Сюзанны Бялковской из квадратного стихотворного сборничка Радость издательства АСТ. Художница нарисовала все, проиллюстрировала каждую строфу.

-14

Чуковского, выверявшего каждое слово, проверявшего на детях (не только своих) каждую строчку, только так и нужно иллюстрировать!

-15

Ну а в целом к сборнику Чудо-дерево у меня только одна претензия - я не понимаю почему в него не включили "Так и не так"? Ведь тогда была бы книга, в которой можно было бы прочесть все произведения про Мурочку, проиллюстрированные одним художником...

Дети очень любят этот рассказ. Я и сама его любила в детстве, несмотря на черно-белый вариант рисунков, и сейчас ценю. Его можно использовать как первую книгу для самых маленьких с вопросами на логику, и больше всего мне нравится, что это просто живой рассказ, а не всякие логические тетради с заданиями. Именно ради него я брала сборник с короткими сказками, закрыв глаза на крышесносную обложку в стиле "вырвиглаз/взорвимозг" и рамочки на страницах. Но расположение иллюстраций не давало использовать текст как задание, ведь иллюстрации располагались так, что сразу же выдавали подсказку правильного варианта.

-16

Ну нельзя так с Чуковским! Да и ни с кем нельзя, особенно с детьми...

-17

И когда я нашла книжку с иллюстрациями Елисеева, то радовалась долго и бурно, читали ее и перечитывали бог знает сколько раз. Книжка сделана как надо, не придерешься - правильный вариант рисунка помещен только на следующей странице.

-18
-19

Конечно, многим покажутся смешными, банальными и легкими вопросы "на логику", но когда это читается с двух-трехлетними детьми, особенно, если они еще плохо говорят, это превращается в прекрасное занятие по развитию речи. И огромную роль играют вот такие, казалось бы, мелочи. Всегда важна тщательная продуманность макета книги!

Ну а теперь перейдем к длинным стихотворным историям Чуковского, знакомым всем и каждому, без которых практически всё русскоговорящее население планеты давно уже не представляет себе детское чтение.

-20

По моему многолетнему опыту на него прекрасно отзываются дети без подготовки и всяких ухищрений - танцев с бубнами, театральных постановок, смелых необычных иллюстраций, дизайнерских причуд - окошек-клапанов-панорамок. Его надо просто читать. И дети слушают. Без "моем-моем трубочиста" у нас не обходилось ни одно умывание. Вообще много и часто цитировали из разных его произведений.

Из всего предложенного разнообразия самой первой я читаю малышам Путаницу. Много лет читали маленькую тонкую книжечку с иллюстрациями Ф.Ярбусовой.

-21
-22

Всегда она казалась мне самой малышковой из длинных произведений. И кто как говорит - это ведь самое первое, чему мы начинаем учить малыша в разговорной речи. Но недавно мама двухлетнего ребенка с опаской сказала мне, что не хочет читать ее, чтоб ребенка не путать. Я удивилась страшно, почти до онемения - ведь столько лет читали, и ни один двухлетний малыш не запутался, наоборот, все поправляли и радовались, что уж они-то точно знают "как надо". Да и последние страницы книги все расставляют по своим местам, знаменуя окончание веселой словесно-смысловой игры. К тому же не думаю, что хоть кто-то решил после чтения, что пожарные постоянно используют в своей работе блины, пироги и грибы.

-23

И спокойно засыпающая Мурочка на последнем развороте словно ставит точку в завершении восстановленного порядка. Теперь можно спать. Баюшки-баю.

-24

А потом появилась большая яркая книга с иллюстрациями Ксении Павловой на внушительных разворотах.

В этой книге Путаница три произведения - сама Путаница, Краденое солнце и Телефон. Все дублирует наши тонкие книжки и сборники, но уж очень хороший вариант для малышей и отличное качество исполнения книги! Картинки, как всегда у Павловой, "зашкаливающей пушистости".
Всегда всем нравилось - и мне и детям)) И особенно
Путаница! Покричать хором - покрякать-похрюкать-поквакать они никогда не отказывались, всегда были рады! Энтузиазма для громких воплей хоть отбавляй!

-25

Я бы брала ее нынешним детям в самых разных иллюстрациях. И читала бы для развития речи и логики, начиная как можно раньше. Замечательная вещь!
Она очень диалогична - уже с года ребенок может активно участвовать в чтении, лопоча на звериных языках. Не беда, что не очень похоже, главное - к месту ) Главное - привычка вступать в диалог, отвечать, дополнять речь взрослого, вступая в декламирование в паузах, заканчивая предложение. В этих так точно подмеченных мелочах детского восприятия Чуковский гениален. Внимательный и любящий отец, он каждый нюанс из общения с детьми, из их игр и разговоров переносит в свои тексты.

-26

Телефон почти все дети (напоминаю - я периодически возвращаюсь к опыту жизни с домашним мини-садом) всегда знали наизусть по домашним чтениям, но изредка его всё равно читали, чтоб на хорошеньких зверюшек посмотреть и хором вслух подекламировать всем знакомые строчки.

-27
-28

Краденое солнце очень подходит в качестве первого "страшного" чтения, первого "ужастика". Такие произведения помогают ребенку справляться со страхами, убеждаться, что мир не так уж плох и враждебен, что зло можно победить, и снова наступят "золотые дни".

-29

Но почему-то модно стало вопрошать "что курил автор?" и находить все больше ужасных ужасов, и гневно отвергать неведомо как затесавшегося в ряды детских классиков автора... Не соглашусь! И не выброшу из его книг ни одной строки! Потому что, как и в народных сказках, добро у Чуковского всегда побеждает зло, солнышко начинает сиять по-прежнему, родители встречаются со своими детьми, герои получают награды - свои законные "сто фунтов мармеладу", шоколаду и мороженого, а все вокруг танцуют, играют и веселятся.

В общем, чтоб никого, не дай боже, не травмировать (хотя, в принципе, это относилось не столько к детям, сколько к родителям) из длинных историй после Путаницы мы начинали читать Телефон, Мойдодыр, Айболит, Федорино горе, в основном руководствуясь их приключенческими и воспитательными мотивами.

-30
-31

Федорино горе с иллюстрациями Конашевича сохранилась еще моя книжка, правда она уже давно без обложки и рассыпается по листкам. Кстати, именно из-за нее я не любила в детстве Конашевича - уж очень он мрачен на первых страницах и после этих темных иллюстраций его рисунки меня морально угнетали потом почти везде.

Вот разные варианты. Первая книжка моя, вторая - дочкина, третью с рисунками Перцова купила недавно.

Есть еще картонка, чтоб книги не приобрели вид и состояние моей ) Картонки были у детей всегда в свободном доступе. Это для самых безжалостных малолетних листателей.

-33

А потом мы переходили к "кровожадным" сказкам.
Больше всего из них от современных родителей досталось бедной Мухе-цокотухе, которую раньше жестокие родители моего поколения читали своим несмышленышам и абсолютно ничего никого в ней не смущало.

-34

Моя двухлетняя племянница всех муравьев, жучков и прочих шестиногих называла "музиками".

- Гляди, музик у меня! - и показывает муравья на пальце.
И мы не понимали откуда это взялось, пока однажды пожилая гостья - заслуженный учитель на пенсии, преподававшая еще в сороковые-пятидесятые годы, не воскликнула воодушевленно:

- Ну конечно! А жуки рогатые - мужики богатые, шапочками машут, с бабочками пляшут!

И все присутствовавшие при этом родственники - бабушки-дедушки-родители-тети слегка оторопели от этого объяснения. Мы-то читали привычные строки "на автопилоте" не вдумываясь ни в слова, ни в смыслы, подчиняясь лишь ритму, темпу, звучанию...

-35

Не знаю как у кого, моих малолетних слушателей ничего не смущало. Вот эту картонную Муху мы как-то месяца три подряд читали каждый день по несколько раз - был тогда в группе бесстрашный почти трехлетний юноша, который меня этой книжкой чуть насмерть не умучил.

-36

Самыми страшными сказками считаются Тараканище, Бармалей и Крокодил. Их чтение и любовь к ним свидетельствует об определенной эмоциональной и читательской зрелости маленького слушателя.

-37

Тут родителям виднее, когда им начинать читать эти детские триллеры. Мы читали всё лет с 4-5, а вот Крокодила уже в 6, потому что почти всегда находился в группе тревожный боязливый ребенок.

Я не представляю себе, как можно не читать детям Тараканище, если строки "ехали медведи на велосипеде, а за ними кот задом-наперед", уже давно стали культурным кодом.

Посмотрите на дом Чуковского в Петербурге, недалеко от Таврического сада.

-38

Чтение Тараканища всегда воспринималось детьми адекватно. Повествование в меру страшно и переживательно, но жуткая ситуация быстро разрешается легкой победой над страшилищем. А обязательные в концовках у Чуковского описания празднований и всеобщего ликования все искупают )

Долго не могла найти Бармалея. Почему-то эту сказку не включали в сборники. Купила тонкую книжку, но иллюстрации Бордюга мне уже надоели в большинстве изданий АСТ, поэтому через несколько лет были приобретены Бармалеи Чижикова и Светланы Борисовой. Бармалей у Борисовой симпатично-мультяшный, но сюжетно иллюстрации не очень внятные.

Ну что это за злодей-разбойник, который даже связать детей толком не умеет? Но можно этой картинкой мотивировать детей учиться завязывать и развязывать узлы )

-41

После чтения стихотворного Бармалея самое время читать Айболита в прозе - вольное сочинение по мотивам произведений Гью Лофтинга про Доктора Дулиттла. Приключенческий сюжет, краткость описаний, язык, в котором понятно детям каждое слово, ставят эту книгу в первый ряд длинного чтения, когда развитие сюжета продолжается от начала до конца на протяжении всей книги. Это отличное интересное "вводное" чтение. Один из первых лонгридов - длинное чтение, разбитое на главы, где нужно следить за сюжетом на протяжении всего произведения... Тут лучше не хватать его рано, лучше всего читать в 4 года.

-42

А вот про Бибигона читать можно по главам, ведь в каждой из них - отдельное завершенное приключение маленького хвастуна.

Из детской прозы Чуковского мы читали также очень редко встречающуюся и издаваемую книгу Собачье царство.

-43

Мне как-то посчастливилось ухватить экземпляр уже исчезающего тиража. Книга огромного формата, больше привычного А4 и с огромным же шрифтом. Надо сказать, что книга шестилетних детей просто потрясла. Безыскусный для взрослых сюжет, где угнетатели меняются местами с угнетенными, для детей оказался совершенно свежим и непредсказуемым. Слушали, затаив дыхание, и были очень впечатлены.

Большой сборник Чуковского с иллюстрациями Сутеева был взят только из-за Крокодила. Мне тогда надоело ждать отдельного издания. Иногда мы читали его диафильмом, но темнота могла спровоцировать страх, особенно эпизод с несчастной Лялечкой, которую утащила горилла, поэтому читать книгу было намного приятнее.

-45

Мне не хотелось пропускать ее, потому что тоже очень многие строчки и моменты входят в тот самый культурный код, объединяющий разные поколения. И этот крокодил, который по улицам ходил и по-турецки говорил, и победивший его доблестный Ваня Васильчиков, мой герой дошкольного детства))

-46

И можно прочитать с уже читающими по слогам детьми "Африка" и достать с полки глобус.

-47

И посмотреть на нем же, где живут разные звери:

-48

И даже про ёлочку под новый год очень уместно почитать.

-49
-50

А уж с современными героями дети и без меня познакомятся. Вот этот герой с джедайским мечом вместо игрушечной сабли, как и Ваня Васильчиков, без няни гулял по улицам прямо у дома Чуковского.

-51

В 6-7 лет отлично читаются пересказы Чуковского - Храбрый Персей, Джек - покоритель великанов.

-52

С Храброго Персея очень хорошо начинать знакомство детей с древнегреческими мифами. Не потому хорошо начинать, что миф о Персее является смысловым началом греческой мифологии, вовсе нет. А просто потому, что Чуковский умеет пересказывать для детей не скучно, не сухо, в меру страшно и кровожадно, и так, что это не пугает, а принимается как неизбежная сказочная реальность и вызывает интерес к дальнейшему подобному чтению.

-53
-54

В свое время я пропустила издание сказки Джек - покоритель великанов с черно-белыми иллюстрациями Ф.Лемкуля, надеясь дождаться книги с цветными рисунками, о чем сейчас уже жалею.

-55

Довольствуемся пока текстом из томика Чуковского Всемирной библиотеки для детей с убийственно мелким шрифтом.

-56

Дальше идут другие книги, известные и не очень.

-57

Царь Пузан. Я про него совсем ничего не знала до недавней поры, а какая забавная книжка! И очень поучительная своей непоучительностью )
Сказку эту Чуковский написал по требованию своих детей летом 1917 года для домашнего спектакля.

«Пишу пьесу про царя Пузана. Дети заставили. Им была нужна какая-нб. пьеска, чтобы разыграть, вот я в два дня и катаю. Пишу с азартом, а что выйдет… Черт его знает. Потуги на остроумие. Места, не смешные для взрослых, смешат детей до слез»

После революции она была объявлена монархической и не издавалась до 2001 года. Ну и зря! Жаль, что в детстве мы ее не читали. В иллюстрациях "дяди Коли" Воронцова детям она кажется очень смешной. И сейчас, когда все так озабочены проблемами веса и стройности фигуры, сказка вдруг стала неожиданно актуальной ))

-58
-59

Про повесть Солнечная о детях из крымского туберкулезного санатория, где лечилась 11-летняя Мурочка, я вообще никогда ничего не слышала до ее переиздания в 2019 году. Написана в духе времени, когда порою проскальзывают бодрые агитационные мотивы, что совсем не похоже на Чуковского. Своей атмосферой мне очень напоминала "Военную тайну" Гайдара.

Серебряный герб - самое "взрослое" из детских произведений Чуковского.
Автобиографическая повесть о детстве, об учебе в гимназии, об исключении из нее согласно новому закону реакционного правительства, о неуемной жажде знаний и получении гимназического аттестата вопреки всем преградам.

Мне нравится именно это издание с рисунками А.Слепкова, с портретными и пейзажными зарисовками, с сюжетными иллюстрациями, передающими "дух эпохи".

Именно жажда знаний юного Чуковского меня очень воодушевляла в детстве, я даже пыталась учить немецкий, но быстро сдалась. Самоучителя не было, а учебник мало что объяснял...

Совсем недавно я купила толстый детский сборник Чуковского с иллюстрациями Елисеева, которых там очень и очень много. В нем всего-всего много! Я решила, что нам не лишней будет книга, в которую собрано ВСЁ.

А потом пришло время других книг.

-62

От двух до пяти со смехом и любопытством читалась в детстве, воспринимаясь сплошным сборником детских говорилок-анекдотов, вдумчиво перечитывалась во времена раннего родительства и занимает почетное место на книжной полке сейчас, чтоб была под рукой, как только понадобится.

Дневники и Чукоккала - очень настроенческое чтение, можно открывать на любой странице и закрывать, перечитав несколько.

Но больше всего я люблю перечитывать книгу Лидии Чуковской об отце Памяти детства. Я писала о ней подробный отзыв и здесь повторю лишь то, что считаю ее очень "семейной" и очень "отцовской" книгой, которую желательно было бы прочитать каждому отцу.

-63
-64

Мы продолжаем читать все, что встречаем о нем и его семье. Все интересно, вызывает уважение и признание.

-65

Всем хороших книг!