Найти в Дзене

Голышом к бодхисатве: святилище Оосаки Хатимангу в Сэндае

Святилище Оосаки Хатимангу — одна из визитных карточек Сэндая. Оно было возведено по повелению основателя города Датэ Масамунэ в самом начале XVII века и стало одним из первых в столице княжества. Отдельные его здания, выполненные в характерной для рубежа XVI–XVII вв. стилистике так называемой культуры Момояма, носят статус национального сокровища Японии.

Святилище посвящено божеству Хатиман, одному из самых популярных в Японии. Изначально Хатиман был местным культом на острове Кюсю, но с VIII века стал почитаться как защитник государства: когда буддийский монах Докё, приближенный государыни Кокэн (она же Сётоку), попытался захватить трон, сославшись на волю Хатимана, божество устами оракула опровергло притязания, заявив, что подданный не может стать государем. Тогда же Хатимана стали называть бодхисатвой, и он превратился ещё и в защитника буддийских храмов по всей стране. Чуть позже Хатиман стал также родовым божеством воинского рода Минамото, а затем и покровителем всего воинского сословия.

-2

Главы самурайских домов непременно возводили святилища, посвящённые Хатиману, на своих землях. Согласно храмовой хронике Оосаки Хатимангу, история святилища восходит к началу IX века, когда покоритель эмиси Саканоуэ-но Тамурамаро возвёл храм в честь Хатимана возле крепости Исава. В эпоху Муромати род Оосаки, несший службу правителей северо-востока Хонсю, перенёс храм в свои владения (ныне город Оосаки к северу от Сэндая). А в начале XVII века, после ликвидации рода Оосаки, Масамунэ решил перенести храм поближе к своему новому замку.

-3

Сегодня храм известен праздником Мацутаки-мацури, во время которого жители разводят на его территории священный огонь, сжигая новогодние украшения. Такие праздники широко распространены по всей префектуре Мияги под общим названием "донто-сай". Примечательной чертой праздника в Сэндай стало то, что многие паломники отправляются в храм... в одном нижнем белье. И это при том, что отмечается праздник накануне 15 января (чем-то перекликается с купанием в проруби в канун Крещения в России).

В основном голышом к святилищу из центра города направляются своего рода командами — коллективами компаний, прежде всего местных производителей сакэ, но не только.

Жаль, я уехал из Сэндая в самом начале января — не довелось мне пробежать голышом по улицам Сэндая 😂