Кто бывал в Праге, тот знает ,как много в ней церквей, имеющих историческое и культурное значение.
В самом сердце Праги, недалеко от Пражского града, находится церковь Божьей Матери Торжествующей и св. Антония Падуанского, которую можно бы считать просто очередной достопримечательностью на широкой Кармелитской улице. Но каждый день в неё приходит множество людей, чтобы увидеть и поклониться Прекрасной статуе Пражского Младенца Иисуса.
Появление статуи в Пражской церкви связано с именем Поликсены Лобковицкой, подарившей эту реликвию.
Поликсена Лобковицкая - титулованная принцесса, одного из старейших чешских дворянских родов дома Лобковичей.
Родилась она в 1566 году и была дочерью императорского верховного канцлера Богемии Вратислава Пернштейна. Но более родовитого рода была её мать - испанская дворянка Мария Максимилиана Манрике де Лара-и-Мендоса.
Именно мать привезла из Испании статую Пражского Младенца Иисуса и подарила её в качестве свадебного подарка своей дочери Поликсене.
А та, в свою очередь, В 1628 году подарила статую ордену Босых Кармелитов. "Я дарю вам самое дорогое, что есть у меня", - слова самой дарительницы.
С тех пор она находится в церкви Божьей Матери Торжествующей и св. Антония Падуанского.
Интересная деталь, что Младенец имеет около ста одеяний, в которые его наряжают.
Но не только этим деянием Поликсена Лобковицкая прославилась в истории.
Вторым её мужем был имперский верховный канцлер Зденек Войтех Попель, играющий важную роль во времена правления Фердинанда II, императора Священной Римской империи , короля Богемии , Венгрии и Хорватии.
А так у Фердинанда II в то время еще не было супруги, то роль "первой дамы" королевства исполняла Поликсена Лобковицкая.
Меня же судьба этой женщины заинтересовала после того, как я увидела картину чешского художника, одного из крупнейших чешских мастеров XIX столетия, Вацлава Брожика "Поликсена Лобковицкая, охраняющая королевских чиновников, выброшенных из окон королевского замка в Праге в 1618 году".
Эту картину Вацлав Брожик написал в последние годы своей жизни, когда у него уже были большие проблемы со здоровьем. Несмотря на это, ему удалось создать полотно, размером 87×146 см, рассказывающем о важном событии.
В 1618 году протестантская знать выбросила из окон Пражского Града двух королевских губернаторов императора в ответ на политическую напряженность между католиками и протестантами.
Поликсена Лобковицкая скрыла их в своем дворце и категорически отказалась выдать их делегации сословий, явившихся к ней.
На картине Брожика как раз и изображен этот момент.
Гордая и непреклонная Поликсена в темных одеяниях стоит перед делегацией.
Указательный палец её руки ясно показывает, что пришедшие должны не требовать, а преклоняться перед её высоким положением и правом защищать свои идеалы.
Перед ней группа повстанцев.
Видно, что это представители разных сословий.
За спиной же Поликсены те самые выброшенные из окна, но оставшиесяся в живых, губернаторы.
Вся сцена основана на письменных мемуарах одного из губернаторов и стремится быть максимально исторически достоверной.
Картина является образцом прекрасного знания художником старинных предметов обихода и портретов конкретных исторических личностей в толпе.
Наверное, знатоки истории Чехии могли бы опознать героев картины. Я же, не знакомая с ней, могу только восхищаться самим полотном с такой тщательностью созданной Вацлавом Брожиком.
Еще одна "жемчужинка" в мою коллекцию картин о сильных женщинах.