Найти тему
ПроАвтобизнес

Почему новое российское метро будет глубоким

Сооружение метрополитенов очень сложный процесс. Поэтому во время строительства происходит много различных ситуаций и поворотов. Такой необычный поворот только что произошел в процессе строительства метро в Красноярске.

Здесь надо сделать некоторое отступление. Метро как вид городского пассажирского транспорта имеет различное заложение по глубине. Есть станции мелкого заложения, платформенный участок которых обычно расположен на 10-15 метров от дневной поверхности. На таких станциях, особенно построенных в советское время, не предусматривалась установка эскалаторов. Пассажиры по ступенькам спускаются/поднимаются на платформу.

Сооружение станции глубокого заложения в Санкт-Петербурге
Сооружение станции глубокого заложения в Санкт-Петербурге

Но есть и другой тип станций. Их появление обусловлено рядом факторов, как природных, так и антропогенных. Например, глубина станции «Парк Победы» в Москве составляет порядка 75 метров (по другим источникам 84 м). Подавляющее количество станций метро второй столицы Санкт-Петербурга также расположены на большой глубине. Это вызвано сложными гидро-геологическими условиями города, а также технологиями, которые применялись несколько десятилетий назад. Поэтому проектировщики расположили тоннели и станции петербургского метрополитена в водоупорных мезозойских глинах на глубине более 30-40 метров. Поэтому самый сложный для метростроевцев северной столицы этап работ – это проходка наклонных стволов станций (фото вверху), когда приходится работать в горизонтах, насыщенных грунтовыми водами, подземными реками и т.п.

Перспективная станция глубокого заложения в Санкт-Петербурге
Перспективная станция глубокого заложения в Санкт-Петербурге

Из метрополитенов городов-миллионников страны самая глубокая подземка построена в Екатеринбурге, что обусловлено особенностью геологического строения города, а также такими факторами, как наличие широкой водной преграды на трассе первой линии метро - водной глади Городского пруда, образованного плотиной на реке Исеть. Проектировщиками еще в далекие 80-ые годы было принято решение по глубокому заложению тоннелей и станций метро в этом уральском городе.

В Казани метро мелкого заложения, станции расположены на стандартной небольшой глубине 10-15 метров. Однако трасса первой линии должна преодолеть русло реки Казанки. Дело в том, что водная гладь здесь достаточно широкая, поскольку Волга, и впадающая в черте города река Казанка подперты плотиной Куйбышевской ГЭС. Поэтому проектировщики приняли решение – пройти участок тоннелей на глубине 28 метров под дном этой реки между станциями «Кремлевская» и «Козья слобода».

Наш канал уже рассказывал, что возобновление строительства метро по программе «Инфраструктурного меню» в Челябинске и Красноярске осложнено тем фактом, что в этих городах уже построены участки тоннелей глубокого заложения. Так, в Челябинске первая линия «Север-Юг» пересекает пруд реки Миасс, под которым расположена станция глубокого заложения «Торговый центр». Собственно, сама станция находится от поверхности на 34 метра. К ее платформе будут вести эскалаторы из вестибюлей, расположенных на разных берегах Миасса. Вторая подземная станция «Площадь революции» мелкого заложения.

Наш канал рассказывал, что еще в далекие нулевые годы, когда стало ясно, что строительство тяжелого советского метро будет длительным, в Челябинск были приглашены специалисты из европейского подразделения Bombardier. Они выдали вердикт, что пройденный участок глубокого заложения невозможно переформатировать в трамвай, или метротрам. Но сегодня, как известно, власти Челябинска и подрядная организация «Моспроект 3» занимаются именно такой работой. А расположенный в Челябинской области Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ) уже работает над моделью трамвая для новой транспортной системы областного центра.

Тоннель глубокого заложения в Красноярске был пройден в 00-ые годы
Тоннель глубокого заложения в Красноярске был пройден в 00-ые годы

Но вернемся в Красноярск. Здесь столкнулись с такой проблемой. В далекие 80-ые годы проектировщики «Харьковметропроекта» для первой линии приняли проектное решение о глубоком заложении. Для этого были свои причины как сложные гидрогеологические условия трассы, так и технологического уровня метростроения тех лет. Но когда в рамках «Инфраструктурного меню» разворачивалась работа по реанимации строительства красноярской подземки, было принято принципиальное решение о мелком заложении перспективных станций и тоннелей.

Строительная площадка на улице Шахтеров в Красноярске
Строительная площадка на улице Шахтеров в Красноярске
"Самое важное технологическое решение - это поднятие основного участка линии ближе к поверхности и принципиальный отказ от станций глубокого заложения, которые влекут длительный и дорогостоящий закрытый способ проведения строительных работ", - рассказала генеральный директор группы компаний "Моспроект-3" Анна Меркулова. Это заявление было сделано летом 2022 года.

Она добавила, что выбор в пользу станций мелкого заложения для проекта красноярского скоростного легкорельсового транспорта позволит эксплуатирующей организации в дальнейшем грамотно оптимизировать пассажиропотоки – пересадки на наземный транспорт станут короче и быстрее.

Таким образом, современные технологии, которыми владеют российские метростроители позволили уйти от давней проблемы, из-за которой проектировщики заглубляли подземные трассы.

-6

Но как быть с уже построенным участком в 00-ые годы? Поскольку он глубокого залегания и расположен в северо-западной части первой линии от станции «Копылова» до «Высотной»? На схеме этот участок уже зачеркнут крестиками. И вот тут встала проблема. К счастью, решение уже найдено. По мнению губернатора Красноярского края Михаила Котюкова, подход, при котором предполагалось отказаться от уже готовых коммуникаций, был неправильным.

«Зачем строить еще один тоннель сверху, если есть объект, в который уже вложены значительные средства? На еженедельных штабах по метро мы не раз обсуждали, что логично было бы включить существующую ветку в новый проект. После детального изучения всех технических возможностей такое решение принято», – отметил губернатор.

Подрядная организация «Бамтоннельстрой-Мост» имеет большой опыт прокладки тоннелей в сложнейших горно-геологических условиях. Благо, что у нее есть оборудование для такого строительства.

Щит "Енисей" монтируют для проходки тоннеля
Щит "Енисей" монтируют для проходки тоннеля

Тоннелепроходческий комплекс «Енисей» на 13 тралах сегодня уже завезен на стартовую площадку «Высотная», откуда проложит тоннель до станции «Улица Копылова». Его длина в сборе 83 метра, вес свыше 450 тонн. Щиту предстоит построить второй тоннель длиной 2,4 км.

«Глубина заложения тоннеля на участке от станции «Высотная» до улицы Копылова составляет до 45 метров, работы будут вестись при помощи тоннелепроходческого комплекса «Енисей диаметром 6 метров», - рассказала Анна Меркулова, руководитель холдинга «Моспроект-3».

Сегодня в Красноярск уже доставлены четыре тоннелепроходческих щита: «Екатерина», «Валентина», «Соломея» и «Енисей». Срок сдачи первого пускового комплекса красноярской подземки запланирован на 2026 год.

источник

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz