Или просто ЗАКОНЫ КРАНЦБЕРГА.
На самом деле, это, скорее, логические умозаключения с философским подтекстом. И выведены они были в середине 80-х годов прошлого века, когда, с одной стороны, казалось, что машины придут, порядок наведут, а с другой - как бы нам всем не стать их рабами.
Первый закон: “Технология не является ни хорошей, ни плохой; она также не нейтральна”.
То есть технические разработки часто имеют экологические, социальные и человеческие последствия, которые выходят далеко за рамки непосредственных целей самих технических устройств и практик, и одна и та же технология может давать совершенно разные результаты при внедрении в разные контексты или при разных обстоятельствах.
Второй закон: "Изобретение - мать необходимости".
По убеждению Кранцберга, каждое техническое новшество требует дополнительных технических достижений, чтобы сделать его полностью эффективным.
Третий закон: "Технология поставляется в упаковках, больших и малых".
Иными словами, современные сложные механизмы обычно включают в себя несколько процессов и компонентов.
Четвертый закон: "Хотя технология может быть основным элементом во многих общественных вопросах, нетехнические факторы имеют приоритет при принятии решений в области технологической политики".
При этом технологически приятные решения не всегда побеждают политические и социальные силы.
Пятый закон: "Любая история актуальна, но история технологии наиболее актуальна".
По большому счёту, история человека - это почти всегда история технологий, позволивших ему стать тем, кем он есть. Но, к сожалению, большинство историков этот факт игнорируют.
Шестой закон: "Технология - это сугубо человеческая деятельность, как и история технологии".
Что бы мы ни взяли, за каждым изобретением, каждый технологией стоит конкретный человек, люди. Одни их создают, другие используют.
В качестве иллюстрации к этому сам Кранцберг рассказывал такую историю:
"После концерта к великому скрипачу Фрицу Крейслеру подошла дама и восхищенно сказала: “Маэстро, ваша скрипка создает такую прекрасную музыку”. Крейслер поднес скрипку к уху и сказал: “Я не слышу никакой музыки, исходящей из нее”. Видите ли, инструмент, оборудование, сама скрипка были бесполезны без человеческого фактора. Но опять же, без инструмента Крейслер не смог бы сочинять музыку".
Источник - https://thefrailestthing.com/2011/08/25/kranzbergs-six-laws-of-technology-a-metaphor-and-a-story/
Мелвин Кранцберг (22 ноября 1917 – 6 декабря 1995) - американский историк, профессор истории в Университете Кейс Вестерн Резерв и профессор истории в Технологическом институте Джорджии.
Родился в Сент-Луисе, штат Миссури, США. Учился в колледже Амхерст, затем в Гарвардском университете.
Во время Второй мировой войны служил в армии США в Европе, получил Бронзовую звезду за допрос захваченных немецких военнопленных и изучение расположения нацистских огневых точек. А допрашивать пленных его учили специально, в лагере Ричи в Мэриленде, то есть он был в этом деле специалистом. И полученные навыки, уверен, очень помогли ему в дальнейшем, когда Кранцберг работал со студентами.
А ещё он был одним из основателей Общества истории технологий в США и редактором его журнала Technology and Culture.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!