Найти в Дзене

«Пронимание» в колдовстве.

Иван Сергеевич [I.S.] (c) 

«Пронимание» или «протаскивание», колдовской приём, сведения о котором мы можем встретить в различных европейских и славянских источниках. Считается, что подобного рода обряды являются актом «перерождения» и связанного с этим очищения.

В различных этнографических источниках мы встречаем такое описания действия, как пронимание ребёнка через материнскую рубаху, дабы излечить его от какого-либо недуга или же для придания ему жизненных сил, в случае если новорожденный оказался хилым и болезненным.

К похожим ритуалам можно отнести и «перепекание» ребёнка в печи.

Подобным образом излечивали различные болезни, протаскивая человека (или только его одежду) через естественные отверстия в деревьях или под корнями сосен. Во многих деревнях сохранилась эта вера и по сей день, «поклонные» или «святые» сосны почитаются и оберегаются.

Поклонная сосна
Поклонная сосна

Описание обряда «продевания (протаскивания, пронимания)» занесено в церковную летопись: «В градах и весях обычай есть: в пятничный день ступают к древу со щелью и ради обретения здравия сквозь оную щель пронимают дитя. Иные больные любого возраста сами пролазают, а после в дупла кладут подношение благодарственное».

Для подобных манипуляций находили «особые» деревья. Это могло быть дерево с естественным отверстием в корнях или стволе, пара деревьев, выросшие так, чтобы их комель (часть у корней) и верхушки были соединены (сросшиеся). А так же искали ветви образующие петли.

Петля, образованная естественным ростом дерева.
Петля, образованная естественным ростом дерева.

Так же в русских и шведских источниках встречается упоминание расщепления дерева, для протаскивания через эту щель больного, с целью укрепить здоровье и избавиться от недуга. Так же встречается утверждение, что после проведения этого ритуала необходимо было соединить расщеп, и крепко смотать дерево. Если дерево зарастало и выживало, то и больной должен был излечиться.

В шведских и норвежских источниках, говориться о таком приёме - через отверстие петлеобразной ветви (Smöjträ) было необходимо пролить молоко (трижды), коим следовало поить больного [английской болезнью - рахитом] ребёнка и тогда он становился здоровым. Имелось так же и определённое табу, касаемо этого ритуала - молоко не должно было касаться ветви, иначе данное действие не возымеет успеха.

Smöjträ. Из коллекции «Nordiska museet» Stockholm.
Smöjträ. Из коллекции «Nordiska museet» Stockholm.

Smöjträ. Из личной коллекции автора.
Smöjträ. Из личной коллекции автора.

В среднерусских же источниках, полагалось лечить ребёнка от сглаза (испуга) и «урока» следующим образом. Детей умывали водой, пропущенной через дверную скобу или исподнее родителей.

Так же следует упомянуть прохождение «под землёй», для различных целей. Особенно любопытен скандинавский обряд побратимства под поднятым дёрном. Таким образом после братания двое выходили из одного «земного лона», что в купе с ритуальным кровосмешением, делало людей братьями, рождёнными одновременно и вышедшими из одной «матери».

К «прониманию» так же можно отнести ритуал избавления от невстанихи (мужского бессилия), когда мужчина должен был помочиться через обручальное кольцо или тележное колесо. Это контрмагическое действие, против колдовских приёмов с использованием мочи околдовываемого для наведения порчи на импотенцию.

Так же было очень много действий с «прохождением» через различные бытовые предметы - окна, стрехи, ступеньки, окладные брёвна, хомуты, бочки и прочее. В лечебных практиках широко применялось протаскивание вещей больного через ключи, скобы, отверстия в топорах, хлебе (калаче) и т.д.

Для лечения стариков и детей применяли «земляные ворота», которые рыли в холмах, на перекрёстках и иных местах. Не забывая после проведения ритуала тщательно закапывать эти тоннели. Сами же «земляные ворота» ориентировали по сторонам света, больного следовало проносить с севера (тёмной стороны) на юг (светлой (положительной) стороны). Дабы изменить плохое состояние больного, на благоприятное.