А.Блок в одном из своих писем писал: «Если чего-нибудь очень хочется – это обязательно сбудется, если не сбылось – значит, и желания не было. Если сбылось не то, разочарование только кажущееся - сбылось именно то»
Обычно, когда мы говорим о изменениях, мы имеем ввиду другой результат нежели был ранее (похудел). Удается это благодаря другим действиям, чем те которые были ранее (стал бегать по утрам).
Как я говорил в первой части, человеческая жизнь есть цепочка: Желание – «Выбор» - Действие – Результат – Ассимиляция (Опыт). Если в это поверить, то для того чтобы изменяться и получать другой результат, нужно другое действие, которое обслуживает другое желание, чем было до того.
Как же оно возникает? Возникновение желания можно представить так: желание возникло, когда воздушный шарик наполнился газом и полетел (начинается действие).
Газ в шарик поступает из трех трубочек:
- ОПЫТ (личность, пол, раса, возраст, национальность, воспитание, образование, психика, уровень интеллекта). Хронологически опыт можно назвать прошлым.
- ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА (действительные условия жизни). Хронологически это – настоящее.
- ОСОЗНАННОСТЬ. Хронологически - некий прогноз в будущее.
Роль ОПЫТА в формировании желания:
В одной и той же ситуации (например, агрессия в автобусе) один человек дает отпор (у него в опыте служба в десанте), другой – выходит из автобуса (он скрипач). Каждый из них действовал, то есть выполнял свое Желание (ответить или уйти), которое сформировалось опытом. У животных тоже есть опыт. Заяц уже имел опыт выстрела по себе. Тогда, увидев человека, вскидывающего ружье, его Желание - убежать.
Роль СРЕДЫ (контакта со средой) на формирование Желания:
На улице мороз, мне холодно, хочу надеть шубу, но, если оказываюсь в шубе в бане, захочу ее снять. Если хочешь пить, но окунешься с головой под воду, захочешь не пить, а дышать и будешь пытаться вынырнуть. Контакт со средой у животных тоже есть. Заяц, оказавшийся на плоту на озере, не побежит (не возникнет Желания) по воде, увидев охотника, вскидывающего ружье.
Проблемы человека в современном цивилизованном обществе в том, что оно как СРЕДА или СОЦИУМ давит на личность своими «правилами». Об этом в следующих статьях.
Роль ОСОЗНАННОСТИ.
Об этом было подробно в Части I.
Именно этим человек отличается от животного. У животного нет осознанности, как некого прогноза в будущее.
Пример как Опыт, Среда и Осознанность формируют Желание. Я люблю экстремальные примеры, ну они нагляднее. Человек идет на эшафот. Может ли у него быть такое Желание? – вроде, очевидно, не должно быть. Но импульсы в мышцы ног, которые шагают на эшафот, чей мозг посылает? Его же. То есть он действует (идет) и значит, его Желание - идти на казнь. Может, у него нет «выбора»? Теоретически «выбор» есть всегда. Практически «выбора» нет никогда, подробно про «выбор» в следующих статьях. Он может не шагать, а лечь, например. Казалось бы, что доминирующим его Желанием должно быть - не быть убитым, и он должен его как-то выполнять. Но он не пытается, он шагает на казнь. Почему? В его опыте нет умения летать, а есть знание, что отсюда еще никто никогда не убегал за 100 лет (влияние ОПЫТА), он ОСОЗНАЕТ (прогноз в будущее - неизбежность смерти), что, если он ляжет- его поволокут, тут 500 человек охраны, не сбежать, и 1000 зрителей, которые смотрят на него (контакт со СРЕДОЙ). В этих условиях его доминирующее Желание формируется как уйти (умереть) достойно, не выглядеть жалко, если его поволокут прилюдно. Его он и выполняет, шагая на эшафот. То есть ОПЫТ, СРЕДА и ОСОЗНАННОСТЬ сформировали его доминирующее Желание шагать на смерть.
Был бы у него другой ОПЫТ – предположим, он умеет летать. Желание возникнет спастись, действие - машет руками и улетает.
Другая СРЕДА. Его ведут на казнь двое пьяных охранника в глухом лесу, скорее всего у него возникло бы Желание вырваться и убежать, и он бы его осуществил.
Животное не умеет осознавать, и всегда упирается, если понимает (по-своему как-то), что его ведут на бойню. Потому что ОПЫТ и СРЕДА есть, а ОСОЗНАННОСТИ нет.
ОСОЗНАННОСТЬ, к сожалению, или к счастью быстро не изменить. Подробно про влияние ОСОЗНАННОСТИ на формирование желания в части I.
Опыт изменить нельзя, цивилизовано. Хотя таблетками, током, лоботомией, можно стереть память как часть опыта. Или ударив по голове и повредив мозг. В этом случае, Желание и действие, безусловно, изменятся. Среду цивилизованно поменять нельзя. Нецивилизованно можно – посадить человека в тюрьму. Желание и действие его изменятся.
А вот что можно изменить (расширить) цивилизованно, так это ОСОЗНАННОСТЬ. Здесь и работает психотерапия, в области осознанности. Терапевт предоставляет пространство и возможность клиенту увеличить уровень его осознанности путем обучения (увеличивается понимание, какая-то теория), уважения и поддержки возникающих чувств клиента и переживания (проживания) их клиентом в контакте с терапевтом.
Когда Осознанность увеличивается, желание формируется на основании этого другого уровня Осознанности, начинается действие, которое обслуживает это новое желание, получается результат, который ассимилируется и записывается в ОПЫТ. На следующий день, человек обладает другим ОПЫТОМ, другим уровнем Осознанности и при контакте со средой, возникает другое желание, нежели то, которое бы возникло при прежнем опыте и осознанности. Вот такой цикл.
Примеры уровней ОСОЗНАННОСТИ.
Один уровень: Купил оливье в магазине, подлил майонезу, круто посолил, поперчил, и начал есть, смотря телевизор, общаясь в сетях, ругая ребенка, слушая радио, говоря по телефону. Какие-то вкусы удается распознать? Вряд ли. Результат – понос или язва. Ну и конечно мир - дерьмо, продукты ужасные, все вокруг плохое.
Другой уровень: Сходил на рынок за картошечкой, яйца и огурцы привез из деревни бабушки, майонез сделал сам. Легонько солишь и ешь, не отвлекаясь… Распознаешь аромат дубовой бочки бабушки, раскусывая маленький кусочек огурчика.Осознанно – помедленнее, потщательнее, поспецифичнее (не смешивая).
Второй пример.
Папа (полковник милиции) говорил поступать в школу милиции. Дочь поступила, хотя милицией не бредила. Хорошего ничего не получилось, пять лет мучений и ушла с депрессией. Один уровень: Он виноват, потому, что настаивал. Другой уровень: Я поступила в эту школу, хотя не хотела. Но я больше хотела быть хорошей дочерью, в тот момент жизни, не расстраивать папу (доминирующее ЖЕЛАНИЕ), чем следовать своим интересам. Если это ЖЕЛАНИЕ осознать, принять на себя ответственность за него, пережить чувства к себе и папе, ОСОЗНАННОСТЬ повышается, в следующий раз ЖЕЛАНИЕ будет другим – я люблю папу, но не хочу (ЖЕЛАНИЕ) игнорировать свои потребности и интересы, делая так, как хочет он. В моем опыте уже есть то, к какому результату приводит игнорирование своих интересов. При этой ОСОЗНАННОСТИ и этом ОПЫТЕ формируется другое ЖЕЛАНИЕ - «Папа я тебя люблю, но работать пойду в Красный Крест»
Продолжение следует.
Для записи на бесплатную ознакомительную сессию, пишите в личные сообщения по ссылке: