"Один зажиточный крестьянин, будучи на охоте, подстрелил вместо дикого - дворового гуся, принадлежавшего другому крестьянину, тоже зажиточному".
Обиженный пожаловался в суд, и заседатель, смекнув, что оба мужика не бедны, запросил с него 50 рублей. За такую скромную мзду он посадит незадачливого охотника.
Конечно, гусь того не стоил, но так хотелось наказать соседа! Дал. Заседатель посадил охотника в волостную тюрьму, но вскоре шепнул ему, что за сто рублей выпустит и посадит на его место хозяина гуся. И охотник согласился!
Попеременные аресты продолжались до тех пор, пока оба крестьянина не смекнули, что их дурачат за их же деньги. И помирились!
А между тем председатель успел получить 800 рублей, и не стесняясь рассказывал эту историю. Похвалялся своим умом и деловой хваткой всем, кто только хотел его слушать.
Это не анекдот, это только один из многих случаев, о которых рассказывает в своих "Записках" Басаргин Николай Васильевич, декабрист.
И прибавляет, что никакие перемены во власти не искоренят желания одних кормиться за счёт других, особенно там, где есть, что взять. А в Сибири живут позажиточнее, чем в России. КАК должно здесь действовать правительство, даже самое благонамеренное? Наказывать? Кого именно, если здесь даже люди, лично порядочные, уверены, что без "подарка" ничего не сделаешь? Вопрос только, сколько дать и кому.
Возможно, поможет просвещение? Вот удалось же Басаргину спасти целую деревню от разорения, просто объяснив, как работает служба землемеров. Здесь и землемера считали начальством, почти всемогущим, и он, то обманом, то угрозами собирал в год "дани" рублей по пятьсот. А если ничего не дать? Мужики не знали, какой беды ждать, но не сомневались - беда будет. Однако по совету Басаргина сговорились - и не дали ничего. И что же? Не получив привычной мзды, землемер просто перевёлся в другое место, где не будет просвещённого барина-арестанта!
Частности? Но они выстраиваются в систему, если принять во внимание систему винных откупов, насаждаемую и поощряемую властью. Сознательное спаивание народа, до последнего времени исключительно трезвого (другие в Сибирь не ехали) с целью наполнения казны. Разрушению нравственности могла бы (и должна) противостоять церковь, но она этого не делает. Потому что священники - такой же народ, как и их прихожане. Не нравственнее и немногим грамотнее.
Составлять свои "Записки" Басаргин начал после десятилетнего заключения, выйдя на поселение. Как будто старался запечатлеть то, что видел - и предоставить делать выводы будущему читателю. Сам же он, бывший член Союза Благоденствия, а затем и Южного общества, всё более сомневался в благотворности революционного пути. Просто потому что перемена власти в столице нескоро изменила бы жизнь в той же Сибири... если вообще смогла бы изменить. Не больше ли пользы будет от открытия школы в глухом Ялуторовске? Добился открытия!
Кто бы и сегодня отказался учиться в школе, где одновременно преподавали Пущин, Оболенский, Якушкин, Матвей Муравьёв-Апостол и Басаргин?
Местные бородачи и не интересовались, за что именно "каторжные князья" оказались в их глуши. Главное - образованные господа готовы учить их детей! Нравилось и то, что господа очень дружны между собой, несмотря на то, что одни богаты, другие - нет. И жён ведь как-то находят под стать себе, Басаргин в Ялуторовске женился на Ольге Ивановне Менделеевой, сестре великого химика.
Но всё же как им удавалось сглаживать "неравенство состояний"?
Немало страниц - именно об этом, об устройстве артели для поддержки неимущих товарищей. Ведь богатых декабристов было не более десяти. Да, им отправляли обозы, библиотеки, музыкальные инструменты... и деньги. В обход запретов. И чтобы не унижать товарищей помощью из рук в руки, организовали Артель с уставом. Больше всех денег вносили Трубецкие, Волконские и Муравьёв, от 2 до 3 тысяч в год. Взносы Нарышкина или Фонвизина были скромнее, по 1 тысяче, остальные - не более 500. Были и те, кто сколь-нибудь существенных сумм вносить не могли. Но питались все из одного котла: суммы на питание выделялись всем одинаковые.
Остальное - на благоустройство, на одежду, на подъёмные тем, кто выходил на поселение... Так что в среднем уровень жизни оказался вполне приемлемым, поводов для зависти не допустили.
Так это по причине доброты государя, или по собственной интеллигентности? Вопрос праздный.
***
Сетуя на то, что учебники истории периодически переписываются, на то, что в них могут меняться плюсы на минусы и наоборот, часто ли мы обращаемся к мемуарам, в которых не меняется ничего? Сведения из первых рук - это же куда интереснее всевозможных "мнений" и прочих "правд, которые от нас скрывали"! Под этими "скучными" обложками - живые голоса предков, их речи, прямо обращенные к потомкам.
К нам с вами.