Найти тему
Т-34

— Меня насмерть? — спросил он. — Маме не говорите... Его звали Володька. 1941

Володя Кузьмин родился в 1931 году в селе Бёхово Заокского района Тульской области, на берегу Оки, в 2-х километрах от музея-заповедника художника Василия Поленова. Осенью 1941 года приблизилась линия фронта и Володя стал помогать советским солдатам...

Очнулся я в лодке. Лежу на спине, не могу двинуть ни рукой, ни ногой.

На скамье прямо передо мной чернеет маленький комочек.

— Кто ты? — спрашиваю у него. — Куда меня везёшь?

— Тише, дяденька, здешний я, Володька, — отвечает комочек. — Фрицы рядом. Нам бы только остров проскочить, и, считай, на той стороне — дома!

Мне вдруг опять стало нечем дышать. Веки тяжелеют, слипаются, наваливается дремота... Из-за бугра выплывают тёмные точки. Растут... обозначаются башни... длинные стволы пушек. Земля мелко дрожит под тяжестью приближающихся махин и течёт на дно окопа тоненькими струйками. Слышится всё нарастающий гул и лязг. Танк над моей головой! Я бросаю связку гранат. Раздаётся грохот, скрежет. Падаю на дно окопа, стенки его рушатся на меня, я задыхаюсь и кричу.

— Тише, тише, дяденька, — шепчет Володька и трясёт меня за плечо.

В небо взлетает ракета, другая, третья... Стало светло. Володька, выбиваясь из сил, молча гребёт. Пули и осколки пузырят вокруг нас воду. Берег облизнулся сухой молнией — раз! два! Взрыв...

Протерев глаза, я увидел Володьку. Он стоял по колено в пене и ведром вычерпывал воду из лодки. Но вскоре с досадой бросил его, схватил обломок весла и попытался грести. Мы двинулись вперёд, медленно, но двинулись.

Погасли ракеты, умолкли пушки и пулемёты. Разом все охватила чёрная тишина. Лодка наполнялась водой всё больше и больше. Борта уже чуть выступали из реки. Но всё же мы двигались к спасительному берегу. Я окончательно пришёл в себя от контузии и принялся помогать парнишке грести другим обломком весла. Лодка всё тяжелела. Когда небольшая волна перекатилась через неё, она задрала нос, и я почувствовал, что сиденье отрывается от меня и ускользает!.. Совсем рядом зачернели кусты. Я схватил парнишку и кинул его туда. Сам — за ним.

Володька ухватился за кусты, вылез на песок, встал, покачнулся. Изо рта его текла струйка крови.

— Меня насмерть? — спросил он. — Маме не говорите...

Держа Володьку на вытянутых руках, я побрёл к огонькам, мерцавшим на бугре. Меня вдруг что-то подбросило, и я упал...

...От луж, кустов тянет холодом, но на опушках, полянах тепло, даже жарко. Бело от берёз. Меня ведут к усадьбе. Ворота... За ними — обелиск! На нём железная звёздочка. Около обелиска — большая толпа туристов.

— Bo время боёв он перевозил разведчиков в тыл врага на лодке и вывозил раненых с той стороны, — рассказывает девушка, наверное, экскурсовод. — Однажды ночью Володя был смертельно ранен. Тут вот и похоронили его бойцы со всеми воинскими почестями, как солдата.

Я подхожу к обелиску и читаю:

«Здесь погребён десятилетний герой — Володя Кузьмин, отдавший жизнь за дело Красной Армии!

-2

Вечная слава павшим в боях за честь и независимость нашей Родины!»

Ю. ЛЕСКОВ, лейтенант в отставке (1987)