Очень часто на театральных конкурсах жюри говорят: "Нет темпо-ритма!" или "Не хватает темпо-ритма!", или "Отсутствует темпо-ритм!". И такое замечание является огромным минусом в работе актера, режиссера и всего театрального коллектива.
Нужно ли ребенку-актеру знать -что такое темпо-ритм?
Конечно, нужно знать! Не только знать, но и уметь работать с темпо-ритмом!
Для начала, давайте разберем, что такое темпо-ритм!
Темп - это внешняя физическая скорость. Например, ходьба, бег, прыжки, раздевание, рисование, копание и другие всевозможные физические действия.
Ритм - это внутреннее "сердцебиение" человека. Это его эмоциональное состояние. А оно может быть спокойным или очень взволнованным. И если мы соединим два слова "ТЕМП" и "РИТМ", физическое действие с эмоциональным состоянием актера, то получим "ТЕМПО-РИТМ" - СТЕПЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ или УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УБЕДИТЕЛЬНОСТИ АКТЕРА.
Другими словами: убедительность - это желание актера воздействовать на зрителя, убедить его в своем рассказе, показе, речи!
- Ритм и темп могут быть в одной скорости. Например: человек только что проснулся. Внутреннее его состояние спокойное, физическая скорость низкая.
- Ритм и темп могут быть в разных скоростях. Например: человек сидит в очереди к стоматологу. Физическая скорость низкая, а сам он очень взволнован - испытывает страх перед лечением зубов.
- Ритм может воздействовать на темп - увеличивать или снижать скорость. Например: человек спокойно утром собирался на работу, но взглянув в планинг, вдруг вспомнил, что у него назначена важная встреча на час раньше и он очень опаздывает. Взволновавшись, человек начинает быстрее собираться.
- У каждого человека свой темпо-ритм и как правило, он практически не совпадает с темпо-ритмами других людей
- Каждый может управлять своим темпо-ритмом.
- Чтобы спектакль или чтение произведения было интересным для зрителя и держало его внимание - нужно выстраивать темпо-ритм, чередуя скоростные режимы
ШКАЛА ТЕМПОРИТМОВ
Различают по Станиславскому 10 темпо-ритмов.
1-й. полная апатия, безразличие, почти умирание.
2-й. оказывается надо что-то делать
3-й. делаю с художественным размахом ( для себя) .
4-й. делаю, потому что надо: не хочется, а надо ( воля) .
5-й. ясное видение цели, готовность плодотворно действовать.
6-й. темпо-ритм насторожённого внимания, чётких решений.
7-й. бурная радость, преодоление препятствий, первое появление тревоги или опасности.
8-й-9-й. лихорадочный пульс жизни.
10-й – миг перед падением в пропасть, перед расстрелом, начало безумия, потеря способности осознавать и регулировать свои действия.
ЛЮДИ И ТЕМПОРИТМЫ
Условная градация темпо-ритмов может стать более ощутимой, если актер попытается соотнести характеры наблюдаемого человека с присущим ему обычным темпо-ритмом жизни.
Для чего нужно знать о темп-ритме и уметь им пользоваться?
СМЕНА ТЕМПО-РИТМА - ЭТО ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРИЕМ ДЛЯ:
Удержания внимания зрителя!
Формирования нужного эмоционального состояния зрителя!
Создания интересного и запоминающегося выступления!
ДУРУГИМИ СЛОВАМИ БЛАГОДАРЯ ТЕМПО-РИТМУ МЫ МАНИПУЛИРУЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СОСТОЯНИЕМ ЗРИТЕЛЕЙ!
Итак, дети! В этой теме мы рассмотрели с вами два вопроса. Прошу вас выполнить задания и на встрече обсудить проделанную вами работу.
- Какого темпо-ритма твой персонаж?
- Придумай этюд на смену темпо-ритма в жизни твоего персонажа.