После просмотра фильма "Веселый господин/The Merry Gentleman" (2008) реж.Майкл Китон
"Человек, в которого влюбляешься, и человек, которого любишь — это не один и тот же человек. Любовь — это не конец, это процесс, когда один человек пытается узнать другого."
Цитата из фильма The Professor (2018)
Когда человек влюбляется, то он не может сказать, как, почему, откуда появилось чувство. Оно просто появилось как чудо природы, из небытия, из глубин непроявленного, оттуда, откуда вообще всё появляется.
Но спустя какое-то время ум начинает анализировать то, что случилось. Он не может принять всё как есть без оценки, без суждений. Уму нужен смысл того, что произошло. И он начинает препарировать чувства, чтобы выяснить, что конкретно стало причиной этих чувств.
И ум создаёт концепции. "Я люблю её за то-то и то-то, потому что она такая-то и сякая-то. Потому что в отличие от других она не станет делать этого." "Я люблю его, потому что он никогда не предаст".
Что происходит? Вы сделали моментальный снимок объекта своей любви. И поверили, что этот снимок и есть тот человек, которого вы любите. На этом снимке этот человек обладает такими-то качествами, наделён такими-то достоинствами. Другими словами, вы точно знаете, за что его любите. И если теперь этот человек вдруг поведёт себя не в соответствии с этими качествами, то вы расцените это как предательство. А значит, любить дальше вы уже такого человека не сможете.
Как-то в советские годы одна съёмочная группа решила снять документальный фильм о том, действительно ли мы способны объективно оценивать события и людей, опираясь на свои способности анализировать, т.е. на силу своего ума. Один из экспериментов был такой. В аудитории студентам юридического факультета предъявляли фото человека и сообщали, что это опасный преступник. Задание заключалось в том, чтобы найти в его лице черты, свидетельствующие о его преступных наклонностях. И студенты охотно находили такие признаки в большом количестве.
В это же время в другой аудитории студентам факультета психологии предлагали тот же портрет, но с другой преамбулой: перед вами портрет большого учёного. Найдите признаки этого. И студенты так же охотно находили такие признаки.
Вывод такой. Мы все подвержены влиянию среды, в которой росли и воспитывались. С малых лет нам внушают, что есть плохое и хорошее, добро и зло, достойные и недостойные люди. и мы на всё стараемся навесить бирки, ярлыки, чтобы нам легче было классифицировать людей и ситуации, а затем действовать по шаблону в тех или иных обстоятельствах. Человека принуждают к стандартам поведения и мышления. Мы перестаём доверять собственным чувствам, интуиции, если они не вписываются в рамки дозволенного и регламентированного. Людей же, чьё поведение идёт вразрез с общепринятым, мы называем странными, не от мира сего, чудаками, белыми воронами. Таких людей считают подозрительными, обходят стороной, избегают, им не доверяют.
И вот фильм Майкла Китона The Merry Gentleman высвечивает как раз всё то, что я описал выше. Героиня фильма стала жертвой домашнего насилия. Она сбежала из дома, уехала в другой город, не оставив никаких данных мужу о себе. И теперь пытается построить заново свою жизнь. Случайно она знакомится с человеком, который чем-то похож на неё: такой же замкнутый и одинокий. И у неё зарождается чувство к нему. В какой-то момент она даже раскрывается в его присутствии, освобождаясь от своих страхов, и искренне говорит ему, что ещё не встречала такого доброго человека.
Я не буду пересказывать весь фильм, потому что в данном тексте не стремлюсь сделать его полный анализ. Нас будет интересовать в этом фильме не история любви, а то, что в нашем мире влияет на наши чувства, как мы сами становимся заложниками нашего ума, нашего эго.
Девушка к концу фильма внезапно узнаёт, что её друг — наёмный убийца. И вот одна из последних сцен фильма. Она сидит в церкви. Он приходит сюда же. И из их короткого разговора мы понимаем, что всё кончено. Она не сможет дальше продолжать это знакомство. Само место их последней встречи кажется мне знаковым. Современное христианство встаёт преградой между ними. И есть ещё эпизоды, свидетельствующие о силе современной религии на наше мироощущение, на наше сознание и подсознание. Например, муж героини из деспота, который бьёт жену при каждой ссоре, превращается в религиозного фанатика, одержимого и не менее страшного.
Девушка полюбила человека, ничего не зная о нём. Без всяких условий. Это шло из глубины, из её естества. Ей просто было хорошо с ним. Но всего лишь узнав о том, кто он, она не смогла с этим справиться. Включился ум, включилась привычка создавать концепции, всё раскладывать по полочкам. Её ум создал историю, концепция человека заменила самого человека, а с этим она уже не могла смириться. Добро стало злом.
Информация к размышлению. Что это было?
В фильме мы видим, что после убийства герой Майкла Китона стоит на краю крыши, словно хочет покончить с собой. Об этом же рассуждает и героиня фильма в разговоре с детективами. В результате они приходят к выводу, что девушка своим криком спасла киллеру жизнь. Второй эпизод, похожий на первый, мы видим в конце фильма. Девушка, узнав о том, что полюбила киллера, отказывается от такой любви. Он, в свою очередь, поняв это, уезжает и снова разыгрывает сцену, похожую на попытку самоубийства. И опять это ничем не заканчивается. Хотя теперь никто не мешал ему в этом. Так что это было? В течение всего фильма герой Майкла Китона ни разу ни словом не упомянул про то, что хотел покончить с собой. Но у многих зрителей наверняка остались в памяти именно слова девушки и детективов. Но была ли это попытка самоубийства?
Представьте себе, что вы сильно заболели, и вам настолько плохо, что вы начинаете думать, не конец ли это. Мысленно вы представили себе эту возможность, приняли её и прощаетесь со всем, что удерживало вас в этой жизни, что было вам дорого. Вы в прямом смысле слова отпускаете всё, за что держались: дело вашей жизни, дорогих вам людей, вещи, которые вас окружали, цели, планы, надежды, проблемы, негативные обстоятельства вашей жизни, неудачи в прошлом и само прошлое, в общем, всё, из чего состояла ваша жизнь. На следующий день вам стало легче. Вы как будто заново родились. Всё теперь начинает выглядеть по-другому, вы как бы вновь открываете для себя жизнь, вам нет необходимости переживать из-за того, что было, вы готовы к любому будущему. Вы видите мир в гораздо более ярких красках, а не через мутное стекло ваших переживаний. Для вас и есть теперь только одно — настоящий момент. Нет никакого прошлого, нет будущего.
Посмотрите теперь снова на героя фильма, пересмотрите заново эпизоды с так называемыми попытками самоубийства. Чтобы жить, надо умереть при жизни. Вы как личность должны умереть, должно умереть ваше эго. И тогда вы обретаете вечную жизнь, потому что возвращаетесь к вашей истинной сущности.
Киллер оказывается гораздо ближе к Истине, чем кто-либо из других персонажей. В основном, все они являются заложниками той религии, в которой воспитало из общество. Героиня фильма идёт в церковь в трудную минуту. Её муж, который её бил, обращается к религии, но становится религиозным фанатиком. Стал ли он лучше, чище, добрее? Его новый образ вызывает страх у его жены. Детектив, который испытывает симпатии к девушке, фанатично пытается вывести на чистую воду киллера, потому что не может смириться с тем, что ему она предпочла именно того парня. Он добивается того, что чувства девушки разрушены. Но арестовать убийцу детектив не может, нет улик. Внутреннее состояние киллера таково, что он ни за что не держится. И он поэтому неуязвим.
Так что же важнее: чувства или разум? Наш ум создаёт в нас концепции, которых мы придерживаемся, и которые нам кажутся правильными. И эти концепции заслоняют от нас реальность, делают нас корыстными и, в конце концов, заставляют нас страдать.