Все помнят легенду о том, как Дракула на пиру спрашивал у бояр, скольких князей они пережили. Историки считают этот пир реальным событием, но оно обросло таким количеством вымышленных деталей, что реальность почти скрылась. Правда ли, что пир был устроен на Пасху? Правда ли, что в нём участвовали боярские жёны и дети? Правда ли, что Дракула по итогам этого пира казнил двадцать тысяч человек?
Предыстория пира
Валашский (румынский) князь Влад Дракула, придя к власти в конце лета 1456 года, ясно видел, что не вся знать готова его поддерживать. Среди бояр было много тех, кто соглашался присягнуть любому претенденту на трон, лишь бы не случилось войны.
Венгры и турки активно вмешивались в политику Валахии, и если им не удавалось договориться с местным боярством, они шли в поход на Валахию и добивались своего военной силой. Именно из-за этого погиб отец Дракулы, валашский князь Влад II — его предали бояре, предпочтя венгерского ставленника, а сам Дракула не хотел повторить отцовскую судьбу.
Дракула понимал, что невозможно угодить венграм и туркам одновременно. Рано или поздно в Валахию придёт та или другая армия, чтобы сместить его с трона, поэтому Дракула казнил всех бояр, которых считал ненадёжными.
Согласно легенде, Дракула сначала собрал этих бояр на пир и спросил: «Сколько князей пережил каждый из вас?» Даже самый младший из гостей назвал слишком большое число, и Дракулу это не устроило. «Меня вы не переживёте», — сказал он, а казнь бояр-предателей стала одной из главных причин, почему Дракула после смерти получил прозвище Цепеш, то есть Колосажатель.
Не 20 и не 30, а 2 или 3
Один из первых источников, сообщающих о пире Дракулы, датируется 1463 годом, то есть рассказ написан через несколько лет после события.
Однако этот источник — немецкий памфлет, то есть литературное произведение, где налицо художественное преувеличение.
Памфлет, написанный в прозе, утверждает, что каждый валашский боярин мог пережить очень многих князей:
Тот же вопрос (Дракулы) был задан другим гостям, молодым и старым — пусть подсчитают, скольких правителей помнят они. Один ответил, что помнит пятьдесят, другой — тридцать, двадцать, двенадцать, и не нашлось ни одного человека, который вспомнил бы менее семи князей.
В то же время сохранились документы XV века, которые могут подсказать, сколько правителей на самом деле помнил тот или иной боярин, приглашённый Дракулой на пир. В валашских грамотах всегда был список «свидетелей» её составления. Свидетелями являлись все бояре из княжеского совета, так что грамоты позволяли отследить, кто когда и кому служил.
Анализ валашских грамот 1420—1450 годов показывает, что для боярина считалось нормальным, если в течение своей карьеры он успевал послужить 2-3 князьям, но были и рекордсмены. Например, среди тех, кто служил отцу Дракулы, а затем предал его, есть боярин по имени Станчул, который пережил 5 князей.
Дракула перед тем, как пригласить бояр на пиршество, конечно же, поднял архивы княжеской канцелярии. Поэтому когда спрашивал очередного боярина: «Скольких князей ты помнишь?», уже знал правильный ответ.
В памфлете — 500, а в документах — лишь 11
Немецкий памфлет 1463 года допускает художественное преувеличение и в отношении числа бояр, казнённых Дракулой:
И князь приказал их всех посадить на кол. Всего пятьсот человек.
Однако изучение валашских грамот XV века показывает, что было 11 бояр, которые служили отцу Дракулы, а затем предали его и стали служить другому князю — Владиславу II, ставленнику венгров.
Дракула в августе 1456 года сверг этого князя, и с этого времени прислужники Владислава не упоминаются ни в грамотах самого Дракулы, ни в грамотах других князей, которые правили Валахией позднее. Это означает, что бояре-предатели умерли.
Из 11 человек, как ни странно, четверо были обязаны отцу Дракулы своим возвышением. Именно благодаря этому князю они вошли в княжеский совет, но не помнили добра. Они предпочли предать своего благодетеля, чтобы получить новые милости от Владислава II.
Остальные бояре заседали в княжеском совете с 1420-х годов, то есть очень долго, около 30 лет. Последним князем, который мог похвастаться таким же долгим правлением, был дед Дракулы, Мирча Старый. Неудивительно, что Дракула спросил на пиру, почему князья часто сменяются, а бояре сидят на прежних местах.
Правда, Дракуле всех предателей казнить не удалось. Один из них — боярин Юрчул, брат «рекордсмена» Станчула, умер своей смертью ещё до 1456 года, потому что был очень стар.
Ещё двое — Раду и Шербан — успели сбежать в Трансильванию, которая в то время была частью Венгерского королевства и давала приют политическим беженцам. Эти двое бояр поступили на службу к одному из врагов Дракулы, претендовавшему на валашский престол. Они нашли свою смерть в сражении с Дракулой, которое состоялось весной 1460 года.
Отдельно следует сказать о некоем Михаиле, 12-м человеке в списке предателей. При отце Дракулы он служил писарем в княжеской канцелярии, а когда отец Дракулы погиб в результате заговора, Михаил возглавил канцелярию, то есть сделал отличную карьеру.
Бежав от Дракулы в Трансильванию, Михаил умер там своей смертью. Дракула его не казнил, поскольку не успел поймать, но называет его врагом в одном из писем к жителям трансильванского города Брашова:
Есть промеж вас... мои враги. Я всех простил, а их не прощаю.
Однако здесь явно не набирается 500 казнённых, о которых говорит немецкий памфлет. Даже если учесть, что Дракула мог казнить не только самих бояр-предателей, но и их доверенных слуг, наберётся не более 100 человек.
Слухи с турецкой стороны
В этой связи не заслуживают доверия записки средневекового историка по имени Лаоник Халкокондил, хотя он был современником Дракулы. Этот историк называет колоссальное число жертв и при этом голословен:
Он (Дракула) призвал одного за другим знатных господ страны, причастных к смене князей, а после — уничтожал их вместе с семьями, сажал на кол вместе с детьми, жёнами, слугами... Он убил около двадцати тысяч мужчин, женщин и детей.
Халкокондил получал сведения о Дракуле, находясь при дворе Махмуда-паши — одного из первых лиц Османского государства — причём в то время, когда Дракула уже прославился как непримиримый враг турок.
Разумеется, при дворе Махмуда-паши ничего хорошего о Дракуле рассказать не могли. Неудивительно, что в записках историка упоминается об огромном числе жертв, в том числе среди женщин и детей.
Эти сведения Халкокондила через 100 лет оказались в валашской летописи, упоминающей о Дракуле. Причём за 100 лет появились новые подробности.
Согласно летописи, Дракула решил устроить казнь на Пасху, узнав об обстоятельствах смерти своего старшего обрата — оказалось, что брата убили бояре, а точнее похоронили заживо.
В пасхальный день, когда все жители (города Тырговиште) праздновали и танцевали, он (Дракула) схватил всех. Взрослых мужчин посадил на колья вокруг города; а юношей вместе с женщинами, мальчиков и девочек — всех заставил работать в замке (Поенарь).
Княжеский пир — это мальчишник
Именно эта летопись, которая дошла до нас благодаря более поздней копии, стала причиной того, что история с пиром Дракулы оказалась окутана целым рядом мифов.
- Во-первых, многие уверены, что пир состоялся именно на Пасху, хотя Дракула пришёл к власти в конце лета. Если пир был на Пасху, то получается, что Дракула устроил казнь предателей не ранее апреля 1457 года, то есть минимум через полгода после восшествия на престол. За это время все бояре-предатели успели бы разбежаться. Гораздо вероятнее, что Дракула устроил пир осенью 1456 года — по случаю своего помазания.
- Во-вторых, из-за летописи возник миф, что бояре были не казнены, а отправлены на строительство крепости Поенарь, хотя во времена Дракулы эта крепость уже существовала.
- В-третьих, летопись заставляет думать, что на пире присутствовали не только бояре, но также их жёны и дети. Однако это не так, что подтверждается книгой, написанной одним из валашских князей в начале XVI века, примерно через 50 лет после пира Дракулы. Она называется «Поучение Нягое Басараба своему сыну Феодосию».
В этой книге князь Нягое даёт подробные наставления своему сыну по всем вопросам управления. В том числе о том, как проводить княжеские пиры по обычаю.
Из этой книги мы узнаём, что княжеские пиры были чем-то вроде современных мальчишников. Если там и появлялись женщины, то только «блудницы», а жёны и дочери бояр — никогда.
Малолетним детям на княжеском пиру было тоже делать нечего, поскольку вино там лилось рекой, и многие гости злоупотребляли этим напитком.
Традиции на княжеском пиру
Сведения, которые можно получить из «Поучения», объясняют, почему бояре-предатели на пиру у Дракулы оказались так говорливы и не подумали о последствиях своих речей. Бояре просто были пьяны. И пусть в «Поучении» не упомянут пир Дракулы, но есть слова, очень точно подходящие к ситуации:
И да заглянешь ты в умы слугам своим, и да не заглянут слуги твои в твои мысли.
Также в «Поучении» сказано, что на пиру князь был обязан развлекать своих гостей беседой, и именно это делает Дракула, когда задаёт боярам вопрос: «Скольких князей вы пережили?»
Есть в «Поучении» и рекомендация не принимать на пиру никаких политических решений, не отправлять никого на казнь, как это делал Дракула:
И если захочешь дать волю гневу на кого-то или осудить, также наутро в трезвости со всеми боярами твоими рассмотри и суди. И кому что отводится законом, то и сделай с ним.
Автор «Поучения», хоть и не упоминает Дракулу, но осуждает его решение о казни многих бояр. Князь Нягое сказал бы, что это было решено в пьяном угаре, но на самом деле Дракула совершал всё обдуманно. Казнь он планировал много лет — с 1447 года, когда узнал о смерти своего отца, ставшего жертвой боярского предательства.
Вопреки расхожему мнению, пир Дракулы для бояр-предателей и последующая казнь гостей — это не проявление спонтанной жестокости. Это тщательно спланированная месть за отца. И лишних жертв там не было — всё по списку, заранее составленному.
Автор статьи: Светлана Лыжина