Как известно, когда в России были 90-е годы, в стране было всё очень нехорошо. Да, есть люди, которые считают эти годы лучшими в жизни, но… нам с ними, как правило, не по пути. Я сам видел, конечно, не так уж и много, но… даже того, что я видел, мне хватило, чтобы понять, что всё плохо. Это и учителя в школе, которые вместо истории начинали рассказывать что-то невнятное – то про репрессии, то про то, как плохо в СССР было, и преподаватели в техникуме, которые, не стеснялись вымогать деньги, и врачи в онкодиспансере, у которых три раза на неделе были дни рождения и подобные праздники, и без подарков они домой уходили редко (а попробуй, не дай – к тебе могут и н подойти, когда тебе плохо будет). В общем, в стране было плохо. Порой и страшно было – даже в нашем относительно спокойном городе порой стреляли, а про иные преступления рассказывали каждое утро…
Тем не менее, в то время в стране всё же снимали кино и сериалы довольно высокого качества. Кино, сериалы, «ТВ-шоу»… Нет, в самом деле, я могу, вот сказать, что такой человек, как Николай Фоменко, вёл такое шоу, как «Перехват». Смысл передачи – простые люди (понятное дело, что они были водителями) должны были «угнать» машину Daewoo Nexia, на которой стоял «маячок» от компании LowJack (кажется, так называется). «Маячок» срабатывал, как только запускался двигатель. Соответственно, сигнал шёл на пульт «отдельного батальона ДПС», у которого было тридцать машин и вертолёт. Цель «угонщика» – не быть пойманным в течение, кажется, получаса. Смог – молодец, продержись ещё три игры и получи Daewoo Espero, не смог – задержание почти в прямом эфире со всеми «вытекающими». И знаете, смотреть на это было интересно. Как там «отжигал» Фоменко, как показал себя один гонщик, что на второй передаче бросил вызов всему батальону и гонял их по Москве полчаса. Кстати, я только что с огромным удовольствием пересмотрел этот выпуск, и это было прекрасно!
А можно вспомнить и прекрасные фильмы и сериалы, что снимали в то время. Одни только «Особенности национальной охоты» и «Рыбалки» чего стоят! Мне, кстати больше второй фильм понравился. Ну, наверное потому, что там какая-то техника была интересная, да и шутки мне показались более смешными. Не знаю, но фильмы, на самом деле отличные. А «Брат» и «Брат-2»? Опять же, Данила Багров и Сергей Бодров-младший, что сыграл его… Да там все, кто снимался в фильме, показывали себя на все сто процентов! Они не играли – они жили своими ролями! Сейчас, кстати, так не получается почему-то. Но, про «сейчас» я скажу чуть позже…
Взять тех же персонажей «Охоты» – я видел и в других фильмах, например, того же Стругачёва (Лёву Соловейчика). И, знаете, он довольно неплохо себя показывал в самых разных ролях. Был он и экспертом в «Убойной силе», например, и другие роли у него есть. И, знаете, всегда его персонажи были живыми, настоящими! Собственно, если говорить вообще о сериалах…
Те же «Улицы разбитых фонарей» все помнят, не так ли? Опять же, я смотрел их тогда. Да, не с первой серии (но потом пересмотрел, кстати). И да, первый сезон был просто великолепен. Да, там показывали преступников, которые творили всякие нехорошие вещи, но герои сериала (Ларин, Казанцев и остальные) расследовали преступления и всегда ловили преступников. Да, второй сезон был уже слабее первого, но и там были интересные серии. Собственно, после него, сериал и начал «скатываться». Тем не менее, он был, и он был интересным. А можно вспомнить и «Агента национальной безопасности», который тоже был очень хорош и интересен. Да, я там не все серии смотрел – его показывали не в такое удобное время, как «Улицы», но несколько серий я всё же смог увидеть. И опять же, приключения Лёхи Николаева, мне понравились!
Но потом, так вышло, что 90-е закончились. Конечно, это было хорошо – страна, такое ощущение, сменила направление. Те ужасы, что были в 90-е, постепенно пошли на спад. Конечно, не всё стало лучше для меня – так как тех, кто умер, эта смена курса страны, не смогла вернуть, но всё же. Да, в 2000-м показывали отличный сериал «Спецназ», который я смотрел с удовольствием (два сезона), но этим всё и закончилось…
Нет, в 2000-х годах, примерно, года до 2006-го, разного рода интересные и качественные теле- и кинопродукты пока что выходили. По крайней мере, «Грозовые ворота» были неплохими, и ещё несколько сериалов на эту тему тоже смотрелись неплохо (просто я не всё помню, бывает), но вот потом… Потом наступили очень странные времена. Настолько странные, что я даже и не знаю, что тут можно думать…
Например, был такой сериал, как «Штрафбат». Знаете, мерзкий такой сериал, который основан на антисоветском произведении какого-то антисоветчика. Сериал, кстати, разбирали потом, сравнительно недавно, блогер и военный историк. Разбор был хороший, грамотный, они, что называется, «разложили по полочкам» всё, что можно и нельзя. И рассказали, что сериал – ложь, от начала и до конца. Проблема только в том, что разбор тот посмотрели 500 тысяч человек (что, конечно, немало), а вот сериал… несколько десятков миллионов. И сколько из них поверили, что «войну выиграли зэки»? Мой папа смотрел, он был с 1938-го. Да, в войну он был ребёнком, но даже на тот момент он уже что-то понимал. Уверен, что ему рассказывали, как оно было на самом деле, но потом он верил всякой ерунде про СССР…
А ведь были и другие «шедевры». «Адмирал», про палача Сибири, Колчака. «9-я рота», ложь про Афганистан (и снова, много кто верит, что именно так всё и было, а когда настоящие ветераны той самой, девятой роты 345-го парашютно-десантного полка, рассказывают о том, что фильм лжив просто дальше некуда – им отвечают, что «фильм-то художественный!»)… Можно отметить так же «Сволочей», которые ложь полностью, «от и до», так как такую практику, использовала гитлеровская Германия, но точно не СССР и, конечно же, такой «великий фильм о Великой Войне», как «Утомлённые Солнцем-2». Хотя, про них и так сказано было, всё, что только можно, как мне кажется…
Нет, были и хорошие фильмы. Например, «28 панфиловцев», «Подольские курсанты», «Брестская крепость» и «В августе 44-го». Только вот, почему-то, их было очень и очень мало…
И вот, мне на самом деле интересно – почему в те времена, когда порой, в самом деле, есть было не на что купить, когда ты просто не был уверен в завтрашнем дне, в стране снимали кино, которое можно с удовольствием пересмотреть и сегодня? В самом деле, почти все те фильмы, что были сняты тогда, которые я перечислил, отлично смотрятся и сейчас. За Данилу переживаешь, как за настоящего друга и товарища, над персонажами «Охоты» и «Рыбалки» с удовольствием можно посмеяться, а героям «Улиц» искренне желаешь успеха. Я даже песни оттуда наизусть учил, например, «Ты рисковал собой не раз, шутя…».
Как говорится, «могли, умели, практиковали», не так ли? А почему сейчас не могут? Почему сейчас актёры не живут ролью, не играют, а именно переигрывают? Почему, если в фильме есть Александр Петров, то обязательно будут крики и истерики? Почему у него чуть ли не в каждой роли – одно и то же выражение лица? Он не умеет перевоплощаться в личности тех, кого играет? Так, может, ему стоит заняться чем-то другим? Почему порой актёры или вопят, как будто их режут, там, где этого делать не надо, или просто произносят свои реплики вообще без выражения? Помните это: «Врача, врача, позовите врача»? И ведь таких фильмов, которые просто противно смотреть, выходит очень и очень много. А хороших фильмов, которые, на самом деле хочется смотреть и пересматривать, по какой-то причине, выходит очень и очень мало… И мне вот, очень интересно – почему так получается? Почему раньше умели снимать кино, почему раньше были хорошие актёры, которые умели играть? И почему сейчас ничего этого просто нет?