Найти тему

50 лет прожили вместе, но спали в разных комнатах. Все поклонники Зинаиды Гиппиус и как к этому относился её муж

Оглавление

Зинаида Гиппиус смело вошла в Серебряный век и по праву оставила в нем о себе незабываемую память. Злая оса, ведьма, «декадентская мадонна» – то ли ласково-иронично, то ли в страхе непонимания, отзывались о ней современники. Она была воплощением смелости, ума, непохожей оригинальности. Могла поддержать или съязвить. Нет в человеке ограничений и ограничителей. Ей нравилось щекотать нервы публики сменой образов: сегодня она пишет стихи в мужском образе, завтра –женском.

Как все начиналось

Зина родилась в дворянской семье, имеющей немецкие корни. Отец девочки – Николай Романович Гиппиус, был известным адвокатом и обер-прокурором Российского Сената. Мать, Анастасия Васильевна (в девичестве – Степанова), дочь полицмейстера Екатеринбурга. На момент рождения первой дочери Зинаиды, Гиппиусы проживали в Белеве под Тулой, что в 112 милях к югу от Москвы. Интересно то, что в церковной метрической книге внесена запись о рождении Зины 27 ноября (15 ноября по старому стилю) 1868 года, Гиппиус же всю жизнь называла всем свою дату рождения иную – 8 ноября (20 - по старому стилю) 1869 года. У Зинаиды появилось еще три младших сестры. Детство девочек проходило в Саратове, Харькове, Санкт-Петербурге. Семья часто переезжала. В связи с частыми переездами, образование дочери получали от случая к случаю, часто меняя учителей и учебные заведения.

В 1881 году у юной Зинаиды случился эмоциональный срыв, вызванный смертью отца, который скоропостижно умер от туберкулеза. В подростковом возрасте Гиппиус также заболевает туберкулезом, и ее семья переезжает из Москвы Ялту, затем – Тифлис (Тбилиси) на виллу своего дяди в Боржоми.

В возрасте 19 лет красивая и странная молодая поэтесса знакомится в дачном Боржоми на танцах с 22-летним Дмитрием Мережковским. Он был интересным молодым человеком: занимался в Индии йогой, не ел мяса, вел себя уединенно, больше молчал. А яркая Зинаида была настоящей королевой среди местной молодежи. Они вместе ушли с этих танцев и спустя два месяца поженились.

-2

Союз на долгие годы

Это был прочный духовный и интеллектуальный союз на долгие годы. «Дмитрий умнее меня», – отмечала Гиппиус. Они могли вести бесконечные разговоры о поэзии, новых литературных течениях. На момент встречи Мережковский был уже известным поэтом, его стихи публиковались. Их встреча, как считали оба, была мистической. Но мистика, по крайней мере, понятная: оба из «богемных семей», равных по социальному статусу в обществе. Дмитрий – сын из генеральской семьи, Зинаида – дочка известного адвоката. Никогда не знавшие нужды молодые долго думали, как бы отпраздновать свадьбу самым незаметным образом. Было скромное венчание в церкви в кругу родителей и самых близких друзей. Невеста – в костюме темно-стального оттенка, жених в сюртуке и шинели. После венчания молодые пришли в дом невесты и стали вместе читать книгу, а вечером Мережковский ушел ночевать в гостиницу. Так прошла их первая брачная ночь.

-3

Возможно, в этом странном браке и не было ничего удивительного. В период начало 20 века происходило расшатывание традиционных семейных устоев и ценностей. Творческая элита Серебренного века жила своим пониманием брачных союзов, когда в любви нет правил и определенных устоев. Порой эксперименты шокировали общественность и были далеки от моральных норм, со своеобразным представлением о свободе, проповедовали полигамные браки, тройственное устройство мира, где отсутствовало непонимание между плотью и душой.

Вот и молодожены проповедовали особую форму отношений – тройственное устройство мира, с оригинальным представлением о свободе и метафизике любви.

На свадьбу мать Дмитрия купила молодым квартиру в Петербурге. У супругов были не только отдельные кабинеты, но и спальни. Совместное время они проводили в столовой, где могли часами разговаривать, делились написанным, общались и принимали гостей. В творческом союзе, чтобы исключить ревность к творчеству друг друга молодые договорились, что Мережковский будет писать стихи, а Гиппиус – только прозу. Хотя со временем эти границы стерлись. Зинаида писала стихи от имени мужчины, иногда подписывалась именем мужа, подчеркивала, что только так она может выразить свой мужской ум.

-4

Личный стиль Гиппиус был одновременно сложным и непредсказуемым.

Порой она носила нарочито женственное платье, которое многие вокруг считали «неуместным», влияя на образ и отношение, которые пародировали общепринятые представления о женственности. Она также часто одевалась в мужскую одежду и носила с собой лорнет, или монокль, к ужасу своих современников, пронзительно присматривалась в каждого, словно хотела просканировать суть любого, с которым беседовала.

Литературный салон Мережковских

Вскоре супруги стали ключевыми фигурами в литературной элите Санкт-Петербурга, устраивая знаменитые салонные собрания и знакомясь с такими ведущими фигурами, как Максим Горький, Антон Чехов и Лев Толстой. Двери в салон Мережковских «Зеленая лампа» были открыты избранным, которые лично прошли непростое собеседование с Зинаидой Николаевной. Здесь происходил многосторонний анализ критика в юбке, имеющий огромный вес в писательской среде столицы. Попасть в салон могли только самые талантливые. Осип Мандельштам, Саша Блок, Сергей Есенин были благосклонно приняты Зинаидой Гиппиус. Её протекция помогла им: стихи начинающих поэтов попали в печать. Но каждый пережил разговор с острой на высказывания Зинаидой Николаевной. Как-то на одном из воскресных приемов в салоне, Гиппиус наставив свой лорнет на валенки Есенина, громко воскликнула: «Какие у Вас интересные гетры!». Все просто покатились от хохота, а Есенин ответил: «Это не гетры, это валенки». Вот такое обидное отношение могла позволить себе эта необычная дама.

-5

Увлечения и развлечения З.Н.

Духовная сторона отношений в супружестве Мережковского и Гиппиус была просто идеальной, но молодость, темперамент и плоть брали свое. Отрицая телесную сторону брака (только поцелуи допускала в отношениях З.Н.), супруги не исключали связи на стороне. Спустя год после венчания, у Гиппиус появляются поклонники, бесконечно влюбленные в нее – Николай Минский, поэт-символист и прозаик Фёдор Червинский, знакомый Мережковского по университету. Рыжеволосая красавица Гиппиус, зная, что Минский, беззаветно ее любит, отмечала, «я влюблена «в себя через него». И это скорее какая-то рассудочная, придуманная и искусственная любовь. Но как бы не было, она не забывала упомянуть, что самая большая, серьезная и крепкая привязанность, настолько же дорогая, как здоровье – это любовь к Д.С., «он необходим мне как воздух», – говорила Гиппиус.

-6

Следующий скандальный роман был у Зинаиды Гиппиус с Флексером

(критик Аким Волынский). Флексер был давним знакомым Зинаиды. Отношения начались в то время, когда Флексер напечатал стихи Зинаиды. Многолетнее знакомство переросло в дружбу и – любовь. В жизни Зинаиды Николаевны это было одно из самых сильных чувств. Так же, как и с другими мужчинами, в этих отношениях Гиппиус осталась сама собой, ее в Акиме Львовиче притягивало то, что тот хранил свою «телесную чистоту»» Влюбленный Флексер, поняв безнадежность в продолжении отношений, устраивал сцены ревности, мстил Мережковскому. В то время Аким Львович работал критиком в очень известном журнале «Северный вестник» и мог позволить себе воспользоваться служебным положением во вред писателю.

-7
-8

В своем письме переводчице Венгеровой Гиппиус сокрушалась: «Подумайте только: и Флексер, и Минский, как бы и другие, не считают меня за человека, а только за женщину, доводят до разрыва потому, что я не хочу смотреть на них, как на мужчин, – и не нуждаются, конечно, во мне с умственной стороны столько, сколько я в них… Прихожу к печальному заключению, что я больше женщина, чем я думала, и больше дура, чем думают другие».

И все-таки он один-единственный. Мой

Какими бы ни были отношения на стороне Зинаиды Гиппиус, в своих дневниках она искренне писала только о любви к Дмитрию Сергеевичу, признаваясь во всей этой глубине своего истинного чувства только к мужу, и только к нему.

«Мы – одно существо», – утверждала Гиппиус среди своих знакомых.

«Зинаида Николаевна не другой человек, а я в другом теле», – писал Мережковский в письме к другу.

-9

З.Н. Гиппиус, несправедливо забытая, но одна из самых ярчайших феминистических личностей эпохи 19-го – начала 20 века. Мнение о ее огромном таланте пиарщицы останется на века, несмотря на то что о существовании такой профессии в те времена никто и не предполагал. Вся правда в том, что из числа других звезд Серебряного века она была самой яркой и затмевала множество гениальных личностей.

В блоге "Несправедливо забытые Великие женщины" – всё о женщинах, внесших вклад в технический и культурный прогресс нашего мира: поддержите нас подпиской и лайком, делитесь публикациями, чтобы как можно больше людей узнали о роли женщин в истории!

А в ожидании новых публикаций, вам может быть интересно почитать: